Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

АРХАИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ЗДОРОВЬЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ)

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-6-74-85

Аннотация

Статья носит лингвокультурологическую направленность и ставит целью восстановить участок древнегерманской картины мира, в котором оформлялось и эволюционировало понятие здоровье. В статье методом этимологической реконструкции устанавливаются мотивировочные признаки, положенные в основу формирования понятия здоровье в древнегерманских языках. Отдельно рассматривается семантика общегерманской основы *haila- и её производных существительных со значением «здоровье» в древнеисландском и древнеанглийском языках. Завершающим этапом выступает анализ прагматических составляющих древнеанглийской формулы приветствия wes þū hāl в контекстах древнеанглийских поэтических и магико-поэтических текстов. Лингвистические выводы подкрепляются рассмотрением этапов эволюции архаических представлений о здоровье в общей мировоззренческой системе, где отмечается последовательный переход от наиболее ранних представлений о здоровье в космологическом (мифопоэтическом) мировоззрении человека к их переосмыслению в религиозном мышлении.

Об авторе

Н. А. Чикало
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Афонасин Е. В. Античные врачи о здоровье и причинах болезни // Философия науки. 2017. № 1 (72). С. 85-99.

2. Брунова Е. Г. Пространственные отношения в архаичной языковой модели мира: (лексико-этимологическое и лингвокультурологическое исследование): монография. Тюмень: ТюмГу, 2007. 174 с.

3. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. 1330 с.

4. Ганина Н. А. Готская языческая лексика. М.: Изд-во МГУ, 2001. 176 с.

5. Гвоздецкая Н. Ю. Древнеанглийская религиозная поэзия: христианские доксологии-парафразы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-3. С. 13-17.

6. Журавлёв А. Ф. Эволюции смыслов. Москва: ЯСК, 2016. 467 с.

7. Знак. Слово. Текст: семиотические аспекты языковых единиц разных уровней / отв. ред. Н. Н. Белозерова. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 202 с.

8. Клевцова О. Б. Концепт «человек телесный»: когнитивное моделирование и переносы: на материале сопоставительного анализа древнерусского и древнеанглийского языков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007. 24 c.

9. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.

10. Пичхадзе А. А. Средства выражения императивной и оптативной семантики в древнерусских и старорусских прескриптивных памятниках // Вопросы языкознания. 2010. № 5. С. 14-24.

11. Сагалова Е. С. Волитивная модальность в древнеанглийских речевых произведениях // Вестник Нижегородского университета им. H. H. Лобачевского. 2009. № 1. С. 202-207.

12. Сазонова А. А. Понятие «сакральное» в теолингвистике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 15. № 1. С. 65-73.

13. Сафонова Н. В. Ментальная и языковая репрезентация концепта благо/добро в русском языковом сознании: автореф. дис. … докт. филол. наук. Тамбов, 2004. 50 с.

14. Тихонова А. В., Чибисова О. В. Лингвокультурологические особенности «благопожелания» и «祝愿»: сопоставительный аспект // Лингвокультурология (электронный журнал). 2018. № 12. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2196/31.pdf (дата обращения 12.05.2019).

15. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. М.: Языки славянской культуры, 2005. 816 с.

16. Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994. 190 с.

17. Топорова Т. В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 214 с.

18. Топорова Т. В. О семантической структуре эпического слова на примере концепта горы в «Старшей Эдде» // Языковые значения: Методы исследования и принципы описания (памяти О. Н. Селивёрстовой) / ред. Н. А. Косаковская. М.: МГПУ, 2004. С. 285-299.

19. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. 798 c.

20. Чупрына О. Г. Семантика производных от индо-европейского корня *per-/ pro- в древнеанглийском языке. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2018. № 6. С. 60-67.

21. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с франц., предисл., комм. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

22. Alpatov V. Prayers in Place Names // Onomastics between Sacred and Profane / ed. O. Felecan. Delaware: Vernon Press, 2019. P. 143-156.

23. Baetke W. Das Heiligen im Germanischen. Walter: Tьbingen, 1942. 226 S.

24. Green D. Language and History in the Early Germanic World. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 444 p.

25. Grzega J. Greetings in English Language History // Speech acts in the History of English / ed. by A. H. Jucker, I. Taavitsainen. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2008. P. 165-194.


Рецензия

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)