Репрезентация концепта «Брюссель» в русском политическом и медийном дискурсе первой половины хх и начала ххi в .
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2023-5-15-25
Аннотация
Цель. Исследование структуры концепта «Брюссель» в русском политическом и медийном дискурсе в диахронии – ХХ–ХХI вв. на материале Национального корпуса русского языка и авторского корпуса.
Процедура и методы. Для выявления слотов изучаемого концепта в разные исторические периоды применялся корпусный анализ по данным Национального корпуса русского языка (НКРЯ) и авторского корпуса на основании материалов сайта Министерства иностранных дел РФ, информационного портала «РБК», сетевых изданий «РИА Новости», «Коммерсантъ», Lenta.ru, «Парламентская газета», «Ведомости», «Эксперт». Выборка делалась за два периода: с 1901 по 1949 г. (по материалам НКРЯ) и с 1992 по 2023 г. Далее применялись количественный и качественный контент-анализ, проводилось сопоставление слотов концепта «Брюссель» в различные исторические периоды. При проведении исследования применены общенаучные методы анализа, классификации и интерпретации полученных данных.
Результаты. В результате изучения эмпирических данных были выявлены, описаны и сопоставлены слоты концепта «Брюссель» в русском политическом и медийном дискурсе ХХ– ХХI вв. Подтверждено, что топоним «Брюссель» трансформировался в многомерное ментальное образование с глубокими историческими корнями и исторически сложившимися социальными оценками.1
Теоретическая значимость данного исследования заключается в пополнении системы знаний о концептосфере политического и медийного дискурса.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в курсах ряда учебных дисциплин, а также для диагностики политических настроений социума.
Об авторе
А. А. КарасеваРоссия
Карасева Арина Александровна – аспирант кафедры теории языка лингвистического факультета
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Антонова К . Н . Диахронический лингво-когнитивный анализ интермедиального дискурса: к уточнению методики // Современное педагогическое образование . 2019 . № 8 . С . 133–135 .
2. Арапова Г . У . Концепт, понятие и значение слова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2016 . № 1-4 . С . 591–593 .
3. Банькова Н . В . Предпосылки исследования концепта «ИСКУССТВО» / ‘ART’ // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2013 . № 6 . С . 57–62 .
4. Бекетова А . А ., Артамонова Т . Ф . Концепт как основная единица когнитивной лингвистики // Казанская наука . 2019 . № 9 . С . 99–101 .
5. Богданова Н . В ., Каталкина Н . А . Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков . Вып . 19 . СПб .: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019 . С . 5–9 .
6. Ефимова А . Д . Соотношение объёма значения, структуры и сферы употребления терминов «понятие» и «концепт» // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2019 . № 1 . С . 6–13 . DOi: 10.18384/2310-712X-2019-1-6-13 .
7. Карасик В . И . Языковой круг: личность, концепты, дискурс . Волгоград: Перемена, 2002 . 477 с . 8Кольцова Ю . Н . О структуре концепта как категории культурологии // Язык и культура . Лингвистика, поэтика, сравнительная культурология, теория перевода / под ред . Н . К . Гарбовского . М .: МГУ, 2001 . 152 с .
8. Лихачев Д . С . Концептосфера русского языка // Известия Российской Академии наук . Серия литературы и языка . 1993 . № 1 . С . 3–9 .
9. Опарина Е . О . Исследование концептов в когнитивной лингвистике // Социальные и гуманитарные науки . Отечественная и зарубежная литература . Серия 6: Языкознание . Реферативный журнал (информационно-аналитический журнал) . 2020 . № 3 . С . 13–16 .
10. Шведова Н . Ю . Русский язык: Избранные работы . М .: Языки славянской культуры, 2005 . 638 с .