Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Речевая стратегия «объективная похвала» и её тактики в английских политических дискурсах малой формы

https://doi.org/10.18384/2310-712x-2022-6-81-90

Аннотация

Цель исследования заключается в установлении нового алгоритма классификации речевых стратегий и тактик и определения доминантной речевой стратегии и тактик, использующихся для политической пропаганды в английских политических дискурсах малой формы, а также в выявлении круга языковых средств, призванных реализовать выделенную речевую стратегию и тактики.Процедура и методы. Даны дефиниции понятий «речевая стратегия» и «речевая тактика». Представлены результаты анализа существующих классификаций речевых стратегий и тактик. На основании проведённого исследования предложен презентационно-аксиологический алгоритм определения речевых стратегий, а также выделена речевая стратегия «объективная похвала» и 5 тактик её реализации. В работе использован описательно-аналитический метод, приёмы лингвостилистического анализа, интерпретации, систематизации, обобщения, элементы статистического анализа.Результаты. Изучение теоретического материала позволило предложить презентационно-аксиологический алгоритм детерминации речевых стратегий. Исследованный массив продуктов английского дискурса малой формы содержит доминантную коммуникативную стратегию, базирующуюся на неискажённом представлении информации и экспликации позитивного эмоционального компонента, получившую название «объективная похвала». Указанная стратегия реализуется за счёт пяти входящих в неё коммуникативных тактик. Установлен арсенал языковых средств, участвующих в имплементации означенной стратегии и тактик.Теоретическая и/или практическая значимость. В научный оборот вводится ряд новых понятий (презентационно-аксиологический алгоритм определения речевых стратегий, стратегия «объективная похвала»), обоснованных в исследовании и отвечающих потребности детерминировать изучаемый феномен. Полученные результаты найдут применение в практике преподавания лингвострановедения и политической лингвистики.

Об авторе

М. В. Васильев
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Викулова Л. Г., Макарова И. В., Новиков Н. В. Институциональный дискурс цифровой дипломатии: новые коммуникативные практики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 3. С. 54–65. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.3.6.

2. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Е. А. Кожемякина, Е. В. Переверзева, А. М. Аматова. М.: URSS, 2022. 352 с.

3. Жидков А. В. Социальные сети как фактор изменений в политической сфере общественной жизни (на примере Великобритании) // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 35–38. DOI: 10.24158/pep.2018.3.7.

4. Иванова К. А. Стратегии в речевой коммуникации: теоретический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. № 1 (192). С. 39–44.

5. Кауфова И. Б., Кауфова Л. А. Коммуникативные информационные стратегии цифровой дипломатии Великобритании // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 5. С. 178–192. DOI: 10.12731/2077-1770-2020-5-178-192.

6. Михалёва О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.

7. Понятие речевых стратегий и дискурс / Н. А. Вишневецкая, О. П. Козлова, О. Н. Романова, Н. Ю. Сидорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3 (76). С. 86–89.

8. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика. Лингвистика. Вып. 5: сборник статей. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 5–11.

9. Шаховский В. И. Обоснование лингвистичеcкой теории эмоций // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 22–37. DOI: 10.30982/2077-5911-2019-39-1-22-37.

10. Шейгал Е. И. Театральность политического дискурса // Единицы языка в их функционировании. Вып. 6: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГАП, 2000. С. 92–96.

11. Cole R. International Encyclopedia of Propaganda. London: Routledge, 1998. 1000 p.

12. Lee A. M., Lee E. B. The fine art of propaganda. New York: Octagon Books, 1979. 141 p.


Рецензия

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)