Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Репрезентация субъекта оценочной ситуации в афроамериканских стихотворениях начала XX века

https://doi.org/10.18384/2310-712x-2022-6-66-80

Аннотация

Цель данной работы заключается в выявлении языковых способов репрезентации субъекта рамочной структуры оценочной ситуации в афроамериканском стихотворении периода Гарлемского ренессанса.Процедура и методы. При проведении исследования применяются общенаучные методы синтеза и анализа, в частности, синтез базовых положений теории языковой оценки, анализ оценочной структуры поэтического текста, а также активно используются контекстуальный анализ и интерпретация дефиниций лексических единиц.Результаты. Исследователями проанализировано около 60 текстов двух поэтов – Лэнгстона Хьюза и Каунти Каллена. Описаны способы репрезентации субъекта ситуации оценивания в текстах афроамериканских авторов: выявлены три модели преставления субъекта оценивания в стихотворениях. Анализ также установил, что для данных высказываний заметной особенностью является использование местоимения первого лица множественного числа для обозначения субъекта оценивания, афроамериканский поэт объединяет своё «я» со своим народом в контексте высказывания.Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования позволяют указать на лингвокультурные особенности построения оценочной коммуникативной ситуации, обращая внимание на проявления базовых компонентов оценочной рамки высказывания. Исследование дополняет интерпретационные возможности речевого высказывания, что позволяет применять данные этой работы в курсе теоретических лингвистических дисциплин.

Об авторах

Г. Н. Чугунекова
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
Россия


А. О. Тюльберова
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова; Хакасская национальная гимназия-интернат имени Н. Ф. Катанова
Россия


Список литературы

1. Арнольд И. В. Потенциальные и скрытые семы и их актуализация в английском художественном тексте // Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сборник статей / науч. ред. П. Е. Бухаркин. 2-е изд.. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. С. 60–72.

2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 338 с.

3. Багиян А. Ю., Авакова М. Л. Языковые средства реализации категории оценки в англоязычном педагогическом интернет-дискурсе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 350–352. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00987.

4. Бычкова С. Е. Фундамент языковой аксиологии: оценка, ценность, норма, аномалия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 6. С. 100–102.

5. Виноградов В. В. Лингвистический анализ поэтического текста (Спецкурс по материалам лирики А. С. Пушкина) / публ., подг. текста, комм. Н. Л. Васильева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2000. № 3–4. С. 304–355.

6. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 284 с.

7. Головня М. В. Средства выражения нейтральной оценки (на примере произведений А. Т. Твардовского) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 1. С. 62–65.

8. Ивин А. А. Основание логики оценок. М.: Изд-во Московского университета, 1970. 230 с.

9. Кривченко И. Б., Мустафаева Л. П. Языковые средства выражения косвенной оценки в современном англоязычном политическом дискурсе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 3. С. 67–82.

10. Леонтьева А. В. Метод контекстного анализа в лингвистике // Лучшая студенческая статья 2019: сборник статей ХХ Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 30 марта 2019 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 122–124.

11. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Словообразовательная семантика в языковой игре: оценка и эмоция // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2021. № 2. С. 35–48. DOI: 10.26170/23067462_2021_02_03.

12. Маркелова Т. В., Тихонова М. А. Словарная статья «Словаря оценочной лексики русского языка» как функционально-семантическое поле оценки в миниатюре // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 1. С. 89–96. DOI: 10.22363/2313-2299-2017-8-1-89-96.

13. Пантеева К. В. Рациональная и эмоциональная оценка: все дело в экспрессивности? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18. № 3. С. 47–58. DOI: 10.25205/1818-7935-2020-18-3-47-58.

14. Погорелова С. Д., Яковлева А. С. Структура оценочной ситуации и ее компоненты // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 3 (399). С. 98–103.

15. Телия В. Н. Типы языковых значений. М.: Наука, 1981. 269 с.

16. Федунова Т. В. Дефиниционный анализ как метод контрастивной лексикологии (на материале лексики русского и белорусского языков) // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. 2011. № 1. С. 104–110.

17. Фролова И. В. Субъект и объект оценки в рамках оценочных стратегий в аналитической статье (на материале британской и российской качественной прессы) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2015. № 2. С. 93–100.

18. Чугунова С. И. Начальный этап развития фольклорно-литературных отношений в афро-американской традиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 7. № 25. С. 49–55.

19. Шацкая М. Ф. Рациональная и эмоциональная оценки в языковой игре // Грани познания. 2018. № 1 (54). С. 87–90.

20. Ширяева А. А. Языковые средства формирования оценки в новостных сообщениях // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 сентября 2019 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. С. 72–76.

21. Bednarek M. Evaluation in Media Discourse: Analysis of a Newspaper Corpus. London; New York: Continuum, 2006. 253 p.

22. Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse / ed. S. Hunston, G. Thompson. Oxford: Oxford University Press, 2000. 238 p


Рецензия

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)