Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕКОНСТРУКЦИИ СМЫСЛА В АВТОРСКОМ ДИСКУРСЕ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-6-41-49

Аннотация

В данной статье приоритет отдаётся применению методики когнитивно-прагматического анализа с включением элементов следующих методов: конструктивного (моделирование) и общефилологических (идентификационный, интерпретативный). Авторский дискурс интерпретируется как средство доступа к наблюдаемым и скрытым когнитивным процессам, ментальным сферам, объективируемым с помощью лингвокогнитивной комбинаторики. В работе приводится пример построения концептуальной модели смыслопорождения, в основе которой лежит выявление связи составляющих концепта GLAUBE с внешними целостностями, результатом чего является представление эффекта интеграции актуального знания о смыслах как системных качествах, которые определяют не только феномен языкового сознания автора, но и рационализацию рецепиентом смыслов, неявно присутствующих в содержании авторского текста-дискурса. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по теории дискурса и когнитивной лингвистике.

Об авторах

Л. В. Воронина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Т. Н. Скокова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. М.: Прогресс, 1973. 285 с.

2. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. 325 с.

3. Попова З. Д. Текст и дискурс в знаковой ситуации // Слово. Сознание. Культура. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 291-297.

4. Радбиль Т. Б. «Вера» как уникальный русский культурный концепт в свете лингвокогнитивного анализа // Актуальные вопросы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад - Восток: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения». Ярославль: Ремдер, 2017. С. 28-33.

5. Радбиль Т. Б. Словообразовательное освоение заимствований современным русским языковым сознанием: лингвокультурологический аспект // Социокультурные и лингвопрагматические аспекты современных словообразовательных процессов / под ред. Л. В. Рацибурской. М.: Флинта, 2018. C. 11-53.

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Юрайт, 2019. 303 с.

7. Adamzik R. Textlinguistik. Berlin: Walter de Gruyter, 2016. 407 S.

8. Busse D. Semantik. Munchen: Padeborn, 2009. 144 S.

9. Luginbühl M., Pantli A.-K. Textlinguistik // Studienbuch Linguistik. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2004. S. 241-293.

10. Nünning V., Nünning A. Methoden der literatur- und kulturwissenschaftlichen Textanalyse. Stuttgart, Weimar: J. B. Metzler, 2010. 339 S.

11. The Role of Language Representation of the Time Model in the Process of Meaning Creation / L. Voronina, T. Skokova, Y. Melnikova, O. Yarygina, G. Miroshnichenko // Journal of History Culture and Art Research (e-journal). 2018. Vol. 7. No. 2. URL: http://kutaksam.karabuk.edu.tr/index.php/ilk/article/view/1586 (дата обращения: 20.05.2019).


Рецензия

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)