Семантика общеупотребительной лексики в описании экономических явлений (на примере описания Брексита в англоязычном новостном дискурсе)
https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-3-54-64
Аннотация
Цель. Выявление семантических особенностей лексики в характеристике Брексита как явления в заголовках статей англоязычного новостного дискурса.
Процедура и методы. Рассмотрены основные семантические группы общеупотребительной лексики, использованные в описании событий Брексита. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения, описания и интерпретации результатов, дискурсивный и количественный анализ.
Результаты. Выявлены и проанализированы основные семантические группы общеупотребительной лексики, с помощью которых осуществляется воздействие на восприятие реципиента и формируется его оценка Брексита. Сделаны выводы о прагматическом потенциале и эффекте различных семантических групп слов и оценены приёмы, позволяющие снижать положительную прагматическую направленность слов и осуществлять эффективное воздействие семантики этих слов на реципиента.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в исследования лексикологии английского языка и речевого воздействия и могут быть востребованы в практике обучения английскому языку.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ДвойнинаРоссия
Двойнина Екатерина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка в таможенной деятельности
110015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4
Список литературы
1. Белова Ю. А. Смысл газетного заголовка: трудности интерпретации // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 3. С. 794–796.
2. Власко Н. К. Использование материалов Британских газет в практике преподавания английского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №11-2. С. 30–33.
3. Гедгафова Н. А. Специфика иллокутивных моделей заголовков англоязычных газетных статей информационного жанра // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 2. С. 170–181.
4. Гордиенко Е. В. Выражение категории оценки в британских газетных заголовках // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 18 (816). С. 74–85.
5. Комаров Е. Н. СМИ и современная ценностная картина мира // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-4 (5). С. 30–33.
6. Мужев В. С. О функциях заголовков // Ученые записки Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза. 1970. № 55. С. 1–8.
7. Некрасова А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ // Актуальные проблемы филологии: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, май 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 27–31.
8. Никифорова Ж. А. Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192). С. 87–92.
9. Сергеева Д. С. Лингвистические приемы формирования имиджа в медийном пространстве (на материале заголовков газетных статей) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 3. С. 179–187. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.3.20.
10. Сосунова Г. А. Заголовок как концепт текста французской таможенной прессы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 3. С. 126–132. DOI: 10.18384/2310-712X-2016-3-126-132.
11. Фаткабрарова Ю. М. Слова-≪хамелеоны≫ в языке СМИ // Русская речь. 2007. № 5. С. 54–56.
12. Хазагеров Г. Г. Риторика, грамматика, словообразование // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22. № 2. С. 357–372. DOI: 10.22363/2312-9182-2018-22-2-357-372.
13. House J. Translation as a Prime Player in Intercultural Communication // Applied Linguistics. 2020. Vol. 41. Iss. 1. P. 10–29. DOI: 10.1093/applin/amz007.
14. Mason S., Hajek J. Language Education and Language Ideologies in Australian Print Media // Applied Linguistics. 2020. Vol. 41. Iss. 2. P. 215–233. DOI: 10.1093/applin/amy052.
15. Poole B. Should we regard question-based media headlines as clickbait?: A discussion of Betteridge’s Law and related issues // English Today. First View. 2021. July. P. 1–6. DOI: 10.1017/S0266078421000201.