Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Специфика образа автора в немецкоязычных научно-популярных текстах, созданных авторами и искусственным интеллектом

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2025-4-114-127

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности реализации категории образа автора как абсолютного феномена в рамках немецкоязычного научно-популярного текста.
Процедура и методы. В статье проведено сравнение научно-популярного текста, созданного популяризатором науки и при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Для выявления специфических признаков образа автора научно-популярного текста с использованием общенаучных методов исследования (анализ, синтез, сравнение, аналогия), а также методов оценки и обработки информации, предполагающих наблюдение над языковыми и неязыковыми явлениями в их динамике, прокомментированы тексты названного типа, опубликованные в немецкоязычных интернет-изданиях различной тематики за 2024–2025 годы.
Результаты. Проведённый лингвистический анализ показал, что образ автора является неотъемлемой категорией научно-популярного текста. Однако текст, созданный ИИ, исключает эмоционально-оценочный компонент, тем самым снижая уровень интереса и доверия читателя к предоставляемой информации, что противоречит основной задаче научно-популярного текста.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении методологической базы исследования поликодовых текстов в части комплексного подхода к анализу функционирования вербальных и невербальных средств в контексте выражения образа автора и в обогащении методического инструментария немецкоязычного текста.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного исследования могут быть применены в научных исследованиях по актуальным вопросам германистики и общей лингвистики, непосредственно связанных с лингвистикой текста, а также в учебно-образовательном процессе для преподавателей соответствующих лингвистических дисциплин. 

Об авторах

М. Н. Левченко
Государственный университет просвещения
Россия

Левченко Марина Николаевна (г. Москва) – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой германской и романской филологии



Н. И. Христофорова
Государственный университет просвещения; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Христофорова Наталья Игоревна (г. Москва) – кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры германской и романской филологии; доцент кафедры И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» 



Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71–78.

2. Бакланова И. И. Образ автора и образ адресата нехудожественного текста: монография. М.: Государственный ин-т русск. яз. им. А.С. Пушкина, 2014. 272 с.

3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. 240 с.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс: Универс, 1994. 615 с.

5. Сапожникова С. Е. Научная монография: автор – книга – читатель // Развитие личности. 2008. № 2. С. 35b–48.

6. Сухомлина Т. А. К вопросу о типологии образа автора в произведениях художественной литературы // Поволжский педагогический вестник. 2021. Т. 9. № 3 (32). С. 84–87.

7. Bilgiler H. A., Kocaömer C. Instagram in the Context of Dialogic Communication: A Content Analysis for Top Performing Brands on Instagram // Global Media Journal. 2020. Vol. 10. Iss. 20. P. 114–129.

8. Compagnon A. Le Démon de la théorie. Littérature et sens commun. Paris: Seuil, 2014. 324 p.

9. Questions in argumentative dialogue / A. Hautli-Janisz, K. Budzynska, C. McKillop, B. Plüss, V. Gold, C. Reed // Journal of Pragmatics. 2022. Vol. 188. P. 56–79. DOI: 10.1016/j.pragma.2021.10.029.

10. Jovanovic D., Van Leeuwen T. J. Multimodal Dialogue on Social Media // Social Semiotics. 2018. Vol. 28. Iss. 5. P. 683–699. DOI: 10.1080/10350330.2018.1504732.

11. Liebert W.-A. Communicative Strategies of Popularization of Science (Including Science Exhibitions, Museums, Magazines) // Science Communication / ed. by A. Leßmöllmann, M. Dascal, Th. Gloning. Boston – Berlin: De Gruyter Mouton, 2019. P. 399–416. DOI: 10.1515/9783110255522-019.

12. Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 7–218.

13. Христофорова Н. И. Образ автора креолизованного научно-популярного текста: возможность реализации через интернет-блог // Российский лингвистический бюллетень. 2023. № 1 (37). URL: https://clck.ru/3PrTJH (дата обращения: 16.04.2025). DOI: 10.18454/RULB.2023.37.24.

14. Линник Л. А. Образ автора в аннотациях русскоязычных и англоязычных медицинских статей // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25. № 3. С. 647–652. DOI: 10.33184/bulletinbsu-2020.3.29.

15. Христофорова Н. И. Взаимодействие автора, героя и читателя креолизованного интернет-текста: на примере немецкоязычных научно-популярных текстов // Современное педагогическое образование. 2023. № 6. С. 254–259.


Рецензия

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)