Вежливость в общении по электронной почте между преподавателями и студентами – взгляд преподавателя
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-5-48-58
Аннотация
Цель данного исследования – выявить, как преподаватели хорватских университетов воспринимают электронные письма своих студентов с точки зрения вежливости.
Процедура и методы. Исследование включает качественный и количественный анализ данных, собранных с помощью тщательно разработанной анкеты, заполненной преподавателям хорватских университетов и ориентированной на восприятие ими электронных писем своих студентов.
Результаты. В результате проведённого исследования выяснилось, что, хотя хорватские преподаватели выражают общее удовлетворение этикетом учащихся, они отмечают проблемы, свидетельствующие о недостаточном развитии коммуникативной компетентности учащихся. Это вызвано незнанием студентами стратегий вежливости и недостаточной их осведомлённостью о социальной дистанции и дистанции власти. Таким образом, автором подчёркивается необходимость обучения электронному этикету в системе высшего образования Хорватии и предлагается ввести специальный курс по этикету электронной коммуникации в учебные программы.
Теоретическая и практическая значимость. Хотя исследование выполнено на достаточно ограниченном материале, оно даёт первоначальное представление о проблемах, возникающих при переписке студентов и преподавателей по электронной почте в хорватских университетах, и мотивирует к дальнейшим исследованиям, обосновывает введение всестороннего образования в области сетевого этикета на университетском уровне. Подчёркивается важность понимания значения вежливого общения и владения стратегиями вежливости для развития социокультурной коммуникативной компетентности, особенно в академическом контексте, а также необходимость дальнейшего исследования текстов электронных писем хорватских студентов, с целью выявления проблем и формирования соответствующих рекомендаций для их решения.
Об авторе
К. КоларРоссия
Колар Клара – аспирантка кафедры иностранных языков филологического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Алеми M., Малекниа З. Politeness markers in emails of non-native English speaking university students (Маркеры вежливости в англоязычных электронных письмах студентов) // Russian Journal of Linguistics. 2023. Т. 27. № 1. С. 67–87. DOI: 10.22363/2687-0088-33334.
2. Зохре Ислами Р., Вэй-Хонг Kо. Facework in Non-Face-Threatening Emails by Native and Non-Native English Speakers (Стратегии вежливости в электронных письмах студентов) // Russian Journal of Linguistics. 2015. № 4. С. 111–126.
3. Nguyen M. H., Gruber J., Fuchs J., Marler W., Hunsaker A., Hargittai E. Changes in Digital Communication During the COVID-19 Global Pandemic: Implications for Digital Inequality and Future Research // Social Media + Society. 2020. Vol. 6. Iss. 3. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2056305120948255 (дата обращения: 10.01.2024). DOI: https://doi.org/10.1177/2056305120948255.
4. Wallengren Lynch M., Dominelli L., Cuadra C. Information Communication Technology during Covid-19 // Social Work Education. 2022. Vol. 42. Iss. 1. P. 1–13. DOI: 10.1080/02615479.2022.2040977.
5. Codina-Espurz V. The influence of social distance and power in email politeness in an academic context // Estudios Interlinguisticos. 2021. No. 9. P. 44–59.
6. Almoaily M. Greetings as a politeness strategy in EFL distance learning students' official emails // Linguistics and Literature Studies. 2018. Vol. 6. No. 6. P. 259–266. DOI: 10.13189/lls.2018.060601.
7. Economidou-Kogetsidis M. “Please answer me as soon as possible”: Pragmatic failure in non-native speakers’ e-mail requests to faculty // Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43. Iss. 13. P. 3193–3215. DOI: 10.1016/j.pragma.2011.06.006.
8. Кочкарева И. В. Знакомство с цифровым этикетом: электронная переписка при дистанционном обучении // Развитие образования. 2021. Т. 4. № 1. С. 47–50. DOI: 10.31483/r-97473.
9. Salazar Campillo P. Student-initiated email communication: An analysis of openings and closings by Spanish EFL learners // Sintagma: revista de linguistica. 2018. Vol. 30. P. 81–93. DOI: 10.21001/sintagma.2018.30.05.
10. Zbenovich C., Larina T. V., Ozyumenko V. Culture and identity in critical remarks: A case study of Russian and Israeli academic classroom discourse // Pragmatics and Society. 2023. Vol. 15. Iss. 3. P. 351–375. DOI: 10.1075/ps.20064.zbe.
11. Чжоу Ц., Лаши С., Ларина T. В. Emotional effect of teachers’ discourse in a multicultural classroom (Эмоциональный эффект речи преподавателя в мультикультурном классе) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. С. 123–137. DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.1.10.
12. Larina T. Culture-specific communicative styles as a framework for interpreting linguistic and cultural idiosyncrasies // International Review of Pragmatics. 2015. Vol. 7 (2). P. 195–215. DOI: 10.1163/18773109-00702003.
13. Колар K. Politeness Strategies in Croatian University Student-Teacher Email Communication (Стратегии вежливости в электронной коммуникации хорватских студентов и преподавателей) // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы XI М еждународной научной конференции (Челябинск, 07–09 апреля 2022 г.): в 2-х частях. Ч. 2 / отв. ред. Л. А. Нефедова. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. С. 72–76. DOI: 10.47475/9785727118054_72.
14. Locher M. A. Power and Politeness in Action: Disagreements in Oral Communication. Berlin – New York: Mouton de Gruyter, 2004. 365 p.
15. Лохэр M. А., Ларина T. В. Introduction to politeness and impoliteness research in global contexts (Введение в исследование вежливости и невежливости в глобальном контексте) // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 4. С. 873–903. DOI: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-873-903.
16. Watts R. J. Politeness. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 304 p.
17. Лич Дж., Ларина T. В. Politeness: West and East (Вежливость: Запад и Восток) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2014. № 4. С. 9–34.
18. Locher M. A., Watts R. J. Politeness theory and relational work // Journal of Politeness Research. 2005. Vol. 1. No. 1. P. 9–33. DOI: 10.1515/jplr.2005.1.1.9.
19. Эслами З. Р., Ларина Т. В., Пашмфоруш Р. Identity, politeness and discursive practices in a changing world (Идентичность, вежливость и дискурсивные практики в меняющемся мире) // Russian Journal of Linguistics. 2023. Т. 27. № 1. С. 7–38. DOI: 10.22363/2687-0088-34051.
20. Brown P., Levinson S. Politeness: Some universals in language usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 364 p.