Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Стратегия позиционирования как манипулятивный ресурс политической коммуникации

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-6-6-16

Аннотация

Цель. Прагматический анализ в данном исследовании основан на подборке выступлений В. Зеленского перед иностранными парламентами, к которым применяется подход Хайланда. Целью исследования является изучение стратегии позиционирования как манипулятивного ресурса и ее лингвистической реализации в представлениях Зеленского о российско-украинском конфликте. В частности, это исследование посвящено тому, как украинский президент манипулирует позицией в своей политической риторике, чтобы контролировать отношения власти с аудиторией и убеждать ее принять его идеи и политику.

Процедура и методы. Материалом исследования стали 15 выступлений украинского президента В. Зеленского в парламентах зарубежных государств. С целью исследования лингвистической реализации стратегии позиционирования в политическом дискурсе были использованы методы количественного и качественного анализа. На основе результатов количественного анализа были выявлены прагматические функции средств позиционирования и частотность их использования говорящим.

Результаты. Анализ показал, что, несмотря на то, что Зеленский использовал все три типа средств формирования позиции – стимуляторы, маркеры отношения и самореференции, он предпочитает последние два, избегая широкого использования средств выражения уверенности и усиления. В статье делается вывод о том, что стратегическое использование особенностей позиции имеет большую ценность для политика, поскольку оно помогает подчеркнуть или преуменьшить значимость социальных действий или социальных акторов, повысить доверие к ним и убедить реципиентов поверить во что-то или сделать что-то.

Теоретическая значимость. В статье уточняется понятие стратегии позиционирования и средств её реализации применительно к политической коммуникации и устанавливается роль данной стратегии как манипулятивного ресурса политического оратора. В целом, данное исследование доказывает эффективность использования стратегии позиционирования для исследования манипуляции в политической коммуникации.

Об авторе

О. А. Богинская
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Богинская Ольга Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Института лингвистики и межкультурной коммуникации

6640746, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83



Список литературы

1. Ajiboye E., Abioye T. When Citizens Talk: Stance and Representation in Online Discourse on Biafra Agitations // Discourse & Society. 2019. Vol. 30. Iss. 2. P. 117-134. DOI: 10.1177/0957926518816197.

2. Capone A. Barack Obama's South Carolina Speech // Journal of Pragmatics. 2010. Vol. 42. Iss. 11. P. 2964-2977. DOI: 10.1016/j.pragma.2010.06.011.

3. Sukma B. P. Interpersonal Metadiscourse Markers as Persuasive Strategies in Barack Obama's 2012 Campaign Speeches // Aksara. 2017. Vol. 29. No. 2. P. 283-292. DOI: 10.29255/aksara.v29i2.82.283-292.

4. Mirzaeian E. An Intra-Cultural Analysis of Interpersonal Metadiscourse Markers Used in Obama and Trump's Speeches on the Iran Nuclear Deal // Corpus Pragmatics. 2020. Vol. 4. P. 191-205. DOI: 10.1007/s41701-019-00076-7.

5. Maalej Z. A. The ‘Jasmine Revolt' has made the ‘Arab Spring': A critical discourse analysis of the last three political speeches of the ousted president of Tunisia // Discourse & Society. 2012. Vol. 23. Iss. 6. P. 679-700. DOI: 10.1177/0957926512452973.

6. Степанова М. А. Манипулятивные приёмы как средство создания образов политических деятелей (на материале ориентационных публичных выступлений Барака Х. Обамы и Дэвида У. Д. Кэмерона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 4. С. 106-112.

7. Бабич Н. Г. Президентская риторика В. Путина (на примере президентского интервью) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2013. № 6. С. 6-12.

8. Luthfiyati D., Nur Hamidah F. The Power of Ukraine's President: Personal Pronouns on Zelensky's Speech // Celtic: A Journal of Culture, English Language Teaching, Literature and Linguistics. 2022. Vol. 9. No. 2. P. 177-189. DOI: 10.22219/celtic.v9i2.23186.

9. Matsuoka M., Matsuoka R. Cultivation of Solidarity and Soft Power: Ukrainian President Zelensky's 2022 Speech to Japan // East European Journal of Psycholinguistics. 2022. Vol. 9. No. 2. P. 98-115. DOI: 10.29038/eejpl.2022.9.2.mat.

10. Guliashvili N. National identity revisited: Deictic WE in President Zelenskyy's speeches on Russia-Ukraine war // Journal of Language and Politics. 2023. Vol. 22. Iss. 6. P. 779-801. DOI: 10.1075/ jlp.22106.gul.

11. Hyland K. Stance and Engagement: A Model of Interaction in Academic Discourse // Discourse Studies. 2005. Vol. 7. Iss. 2. P. 173-192. DOI: 10.1177/1461445605050365.

12. My fellow Americans: The Most Important Speeches of America's Presidents, from George Washington to Barack Obama / ed. M. Waldman. Naperville, IL: Sourcebooks, 2003. 337 p.

13. Dontcheva-Navratilova O. Persuasion in multimodal digital genres: building credibility in video abstracts // ESP Today. 2023. Vol. 11. No. 2. P. 213-236. DOI: 10.18485/esptoday.2023.11.2.2.

14. van Dijk T. A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998. 384 p.

15. Hodge R., Kress G. Language as Ideology. London: Routledge, 1993. 230 p.

16. Peacock M. A cross-disciplinary comparison of boosting in research articles // Corpora. 2011. Vol. 1. Iss. 1. P. 61-84. DOI: 10.3366/cor.2006.1.1.61.

17. Breeze R. Emotion in politics: Affective-discursive practices in UKIP and Labour // Discourse & Society. 2019. Vol. 30. Iss. 1. P. 24-43. DOI: 10.1177/0957926518801074.

18. van Dijk T. A. Discourse and Manipulation // Discourse & Societym. 2006. Vol. 17. Iss. 3. P. 359-383. DOI: 10.1177/0957926506060250.

19. Suryaningsih Y. A Critical Discourse Analysis of Personal Pronouns in Greta Thunberg's Speeches // SAGA: Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2021. Vol. 2. No. 1. P. 55-64. DOI: 10.21460/saga.2020.21.34.

20. Breeze R. Tired of nice people? An Appraisal-based approach to Trump's dichotomies // Cultura, Lenguaje y Representacion. 2017. Vol. 18. P 7-15. DOI: 10.6035/clr.2017.18.1.

21. Дзахова В. Т., Скрипай И. И. Ядерные номинанты концептов «свой» / «чужой» в английском языке // Вопросы современной лингвистики. 2023. № 5. С. 108-121. DOI: 10.18384/2949-5075-2023-5-108-121.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)