Мониторинг коммуникации и проблема вежливости в межпоколенном общении
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-6-41-55
Аннотация
Цель. Изучить лингвопрагматические и функциональные особенности использования вежливости в межпоколенной коммуникации.
Процедура и методы. Мониторинг коммуникации, играющий важную роль в моделировании вежливого поведения, трактуется как инструмент социального взаимодействия, направленный на самоконтроль говорящего и регулирование вербального и невербального поведения окружающих. Ведущий метод исследования - дискурс-анализ; вспомогательные методы: дефиниционный и контекстуальный анализ.
Результаты. Показано, что роль взрослого, направленная на социализацию детей, предполагает регуляцию поведения ребёнка. Горизонтальный мониторинг между сверстниками осуществляется в виде неформального общения, не осложнённого этикетными формулами. Вертикальный мониторинг выстраивается иерархически в зависимости от возраста; старшие обычно регулируют действия младших в императивной форме, не обременяя себя нормами вежливости. Вежливая либо невежливая форма, в которой осуществляется мониторинг коммуникации, может влиять на восприятие и эффективность межпоколенного общения.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлены выявлением функций и типов мониторинга коммуникации и определением его роли в моделировании процесса вежливого межпоколенного общения.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. ЛеонтовичРоссия
Леонтович Ольга Аркадьевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры межкультурной коммуникации и перевода; главный научный сотрудник лаборатории филологических исследований департамента научной деятельности
117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 27
А. В. Никитина
Россия
Никитина Анна Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и перевода
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 27
Список литературы
1. Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: материалы Международной научной конференции (Институт лингвистики РГГУ, 23-24 октября 2018 г.) / сост. и отв. ред. И. А. Шаронов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 318 с.
2. Locher M. A., Larina T. V. Introduction to Politeness and Impoliteness Research in Global Contexts (Введение в исследование вежливости и невежливости в глобальном контексте) // Russian Journal of Linguistics. 2019. Vol. 23. No. 4. P. 873-903. DOI: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-873-903.
3. Иссерс О. С. Бестактный вопрос как коммуникативная проблема русской речевой культуры // Русский язык за рубежом. 2023. № 5 (300). С. 22-30. DOI: 10.37632/PI.2023.300.5.003.
4. Алпатов В. М. Вежливость и этикет (на русском и японском материале) // Вежливость и анти-вежливость в языке и коммуникации: материалы Международной научной конференции (Институт лингвистики РГГУ, 23-24 октября 2018 г.) / сост. и отв. ред. И. А. Шаронов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. С. 7-12.
5. Брагина Н. Г. Вежливость как невежливость: на стыке разных культурных норм и правил // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: материалы Международной научной конференции (Институт лингвистики РГГУ, 23-24 октября 2018 г.) / сост. и отв. ред. И. А. Шаронов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. С. 38-44.
6. Крейдлин Г. Е., Переверзева С. И. Невербальные ритуалы и их разновидности // Ритуал в языке и коммуникации: сборник статей. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013. С. 105-118.
7. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. 224 с.
8. Никитина А. В. Мониторинг как понятие в коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 7 (61). С. 18-22.
9. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London - New York: Longman, 1983. 268 p.
10. Leech G. N., Larina T. Politeness: West and East (Вежливость: Запад и Восток) // Russian Journal of Linguistics. 2014. No. 4. P. 9-34.
11. Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford: Blackwell, 1983. 272 p.
12. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
13. Wood J. T. Interpersonal communication. Everyday encounters. Belmont, CA: Wadsworth, 2004. 429 p.
14. Canary D. J., Cody M. J. Interpersonal communication: A Goals-based Approach. New York: St. Martin's Press, 1994. 425 p.
15. Weaver II R. L. Understanding Interpersonal Communication. Glenview, Ill.: Scott, Foresman, 1987. 368 p.
16. Thomas G. P., Soldow G. F. Interpersonal Communication: a Process of Rule Negotiation through Metacommunication // Advances in Consumer Research. 1985. Vol. 12. P. 482-486.
17. Ларина Т. В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М.: Изд-во РУДН, 2003. 315 с.
18. Брагина Н. Г., Шаронов И. А. «Педагогическая» агрессия в русской бытовой коммуникации // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 4. C. 975-993. DOI: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-975-993.
19. Леонтович О. А. Возрастная маркированность коммуникации людей старшего поколения // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2023. № 3 (43). C. 152-165.
20. Соколова М. С. Адаптация к собеседнику // Позитивная коммуникация: коллективная монография / под общ. ред. проф. О. А. Леонтович; 2-е изд. М.: Гнозис, 2020. С. 142-210.
21. Апресян В. Ю. Имплицитная агрессия в языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды Международной конференции «Диалог - 2003» (Протвино, 11-16 июня 2003 г.). Т. 2003. М.: Наука, 2003. С. 32-35.