Особенности педиатрического дискурса
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-1-65-80
Аннотация
Цель. Цель данной работы заключается в выявлении языковых особенностей педиатрического дискурса с помощью включенного наблюдения.
Процедура и методы. Авторами проанализирован корпус скриптов бесед педиатра с ребенком и его родителями. Осуществлены наблюдения за речью врача, его умением правильно собирать анамнез, используя тактику общения с ребенком и его родителями. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения, интерпретации и систематизации языкового материала, дискурсивный анализ. В соответствии с поставленной целью применялся метод коммуникативно-прагматического анализа профессиональной речи.
Результаты. Проведенный анализ показал некоторые отличия дискурса педиатра от дискурса «взрослого» врача, а именно, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, жестов, игровых приемов. На основании изучения скриптов бесед установлены особенности педиатрического дискурса, в том числе, персонализация, диалогичность. Выявлено, что педиатр должен обладать развитыми лексическими навыками и речевыми способностями, вербальным мышлением, уметь использовать коммуникативные тактики и стратегии для установления и поддержания контактов с ребенком и его родителями.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории медицинского дискурса и дискурс-анализа.
Ключевые слова
Об авторах
С. И. МаджаеваРоссия
Маджаева Санья Ибрагимовна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой латинского и иностранных языков
414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121
О. А. Башкина
Россия
Башкина Ольга Александровна – доктор медицинских наук, профессор, ректор
414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121
З. Р. Гречухина
Россия
Гречухина Земфира Ришадовна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков
414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121
Список литературы
1. Авербух К. Я. Манифест современной терминологии // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах («Коммуникация-2002»). Communicating across differences: материалы международной научно-практической конференции (Пятигорск, 03–06 июня 2002 г.). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. Ч. 1. С. 192–194.
2. Акаева Э. в. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Омск, 2007. 23 с.
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография. волгоград: Перемена, 2009. 278 с.
4. Бекишева Е. в., Рожкова Т. в. К вопросу о развитии научного концепта и его терминологического отражения (на материале психиатрической терминологии) // Лингвистика и образование. 2021. Т. 1. № 1. С. 18–31. DOI: 10.17021/2021.1.1.18.31.
5. Голованова Е. И. Профессиональный коллоквиализм: между обыденным и специальным // Лингвистика и образование. 2021. Т. 1. № 1. С. 38–49. DOI: 10.17021/2021.1.1.38.49.
6. Желязовска-Собчак М. Дискурс в медицине: краткий обзор в мировой литературе // Язык. Текст. Книга: материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 35–42 [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/78120 (дата обращения: 01.11.2022).
7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
8. Касымова О. П., Линник Л. А. Медицинский дискурс в современной лингвистике // вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3. С. 767–773.
9. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2000. С. 5–13 (Серия «Теория и история языкознания»).
10. Маджаева С. И. Медицинские терминосистемы: становление, развитие, функционирование: дисс.... докт. филол. наук. волгоград, 2013. 356 с.
11. Маджаева С. И. Медицинские терминосистемы: становление, развитие, функционирование (на материале предметных областей медицины сахарный диабет и СПИД): монография. Астрахань: АГМА, 2012. 277 с.
12. Маджаева С. И. Фреймовый подход к систематизации терминологических знаний // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). С. 130–137. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/24 (дата обращения: 21.07.2023).
13. Майборода С. в. Речевые стратегии врача в условиях коллегиальной и авторитарной коммуникации доктора и пациента: схождения и противоречия: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 2021. 24 с.
14. Мишланова С. Л. Семиотические аспекты терминологизации // вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). С. 40–43.
15. Недуруева Т. в., Павлова Л. Е. Особенности коммуникативных установок и совладающего поведения врачей-педиатров в ситуации лечебного взаимодействия // Коллекция гуманитарных исследований: электронный научный журнал. 2019. № 1 (16). С. 34–40. URL: https://www.j-chr.com/jour/article/view/77 (дата обращения: 01.11.2022).
16. Обдалова О. А., Левашкина З. Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332–348. DOI: 10.17223/19996195/48/21.
17. Сорокина Э. А. О конференции «Концептуально-терминологическое пространство медицинского знания» // вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 2. С. 111–114. DOI: 10.18384/2310-712X-2021-2-111-114.
18. Цурикова Л. в. Дискурсивные стратегии как объект когнитивно-прагматического анализа коммуникативной деятельности // вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4 (13). С. 98–108.
19. Taavitsainen I. Medical discourse: early genres, 14th and 15th centuries // The Encyclopedia of Language & Linguistics / ed. K. Brown; 2nd ed. New York: Elsevier, 2006. P. 668–694. DOI: 10.1016/B0-08-044854-2/02352-X.