Понятийная составляющая лингвокультурного типажа «учитель» в китайском языке
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-1-52-64
Аннотация
Целью работы является выявление понятийной составляющей лингвокультурного типажа «учитель» в китайском языке.
Процедура и методы. Материалом исследования послужили данные толковых, этимологических, энциклопедических, фразеологических, частотных словарей, а также словаря синонимов и текстов СМИ, размещённые в китайских языковых корпусах. В процессе исследования использовались такие методы, как этимологический анализ, семантический анализ, контекстуально-описательный анализ, когнитивно-дискурсивный анализ и сравнительный анализ применения лексики.
Результаты. Представлена культурная специфика номинативного процесса, отражающая китайскую языковую картину мира, а также эволюция семантики иероглифов, обозначающих лингвокультурный типаж «учитель». Установлена понятийная составляющая данного типажа в китайском языке.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно дополняет сопоставительные исследования лингвокультурного типажа «учитель» в китайской и русской языковой картине мира.
Об авторе
Л. МаРоссия
Ма Лия – аспирант кафедры английского языка
400005, г. Волгоград, пр-т имени В. И. Ленина, д. 27
Список литературы
1. Дмитриева О. А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века: монография. Волгоград: Перемена, 2007. 307 с.
2. Дмитриева О. А. Модельная личность в ракурсе теории лингвокультурных типажей // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2013. № 1. С. 197–203.
3. Дмитриева О. А., Мурзинова И. А. Теория лингвокультурных типажей: учебное пособие. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 136 c.
4. Карасик в. И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сборник научных трудов / под ред. в. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 5–25.
5. Лингвокультурные типажи образовательной сферы английской и русской лингвокультур: монография / Бхатти Н. В., Захарова М. Ю., Савченко Е. П., Харитонова Е. Ю. М.: ИИУ МГОУ, 2019. 88 с.
6. Мурзинова И. А. Критерии классификации лингвокультурных типажей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (159). С. 114–117.
7. Сергеева Е. Н. Понятие концепта и аспекты его изучения в современной лингвистике // Вестник ВЭГУ. 2009. № 3 (41). С. 72–85.
8. Соломатина М. Н. Больше чем учитель: особенности вербализации концепта учитель в китайской лингвокультуре // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 2. С. 92–99. DOI: 10.18384/2310-712X-2020-2-92-99.
9. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/SLOVO, 2000. 259 с.
10. 程裕祯. 中国文化要略. 4版. 北京: 外语教学与研究出版社, 2017. 462页.
11. 韩昌黎全集. (唐)韩愈著. 北京: 北京燕山出版社, 1996. 1046页.
12. 三字经. 李凯, 干璐娜编注. 上海: 上海财经大学出版社, 2018. 287页.
13. 史记. 胡怀琛, 庄适, 叶绍钧选注; 马乾, 周艳红校订. 北京: 商务印书馆, 2018. 396页.
14. 文白对照十三经(上册). 许嘉璐主编. 广州: 广东教育出版社, 1995. 1047页.
15. 文白对照十三经(下册). 许嘉璐主编. 广州: 广东教育出版社, 1995. 1090页.
16. 荀子. 方达评注. 北京: 商务印书馆, 2016. 555页.
17. 扬子法言. (汉)扬雄著; (晋)李轨, (唐)柳宗元注. 北京: 中国书店, 2018. 325页.