Лексико-грамматические особенности заголовков статей экологической тематики на французском языке
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2023-5-122-130
Аннотация
Целью написания настоящей статьи было выявить специфику выражения лексико-грамматическими средствами ключевых интенций авторов французских статей экологической тематики в рамках заголовка.
Процедура и методы. Проанализирован значительный корпус заголовков экологических статей ведущих французских изданий за последний год, полученных методом сплошной выборки. Методологической базой исследования являлись: метод лингвистического наблюдения и описания, приёмы контекстного и коммуникативно-прагматического анализа изучаемых языковых явлений.1
Результаты. В процессе исследования были выявлены основные лексические и грамматические средства французского языка, используемые для реализации целеустановок авторов статей экологической тематики в рамках заголовка. Было доказано, что выбор определённых морфолого-синтаксических структур, а также лексических единиц специализированной семантической окраски в названии статьи объясняется рядом взаимообусловленных факторов как собственно языкового, так и экстралингвистического характера.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы при преподавании французского языка в рамках изучения газетных статей, в спецкурсах по языку прессы на уровне старших курсов бакалавриата, а также в магистратуре.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. А. ДроздоваРоссия
Дроздова Юлия Андреевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков
119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6А
Список литературы
1. Артюшенко А . Л . Трудности передачи экспрессивно-стилистических особенностей заголовка в процессе перевода // Язык: категории, функции, речевое действие: материалы XiV международной научной конференции (Москва – Коломна, 15-16 апреля 2021 г .) . Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021 . Выпуск 14 . Часть ii . С . 16–18 .
2. Афтайкина С . Д . Структурные и семантические особенности немецких газетных заголовков текстов разных жанровых разновидностей // Электронный научный журнал «Дневник науки» . 2021 . № 10 (58) . URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2021/10/philology/Aſtaykina .pdf (дата обращения: 06 .02 .2023) . DOi: 10.51691/2541-8327_2021_10_6 .
3. Дроздова Ю . А . Некоторые грамматические особенности заголовков французских статей юридической тематики // Этапы развития романских языков: от языка живого общения к национальному языку: межвузовский сборник научных трудов / отв . ред . И . В . Скуратов . М .: МГОУ, 2019 . С . 78–83 .
4. Дроздова Ю . А ., Зубкова М . Н . Особенности употребления восклицательных конструкций заголовков французских экономических статей // Верхневолжский филологический вестник . 2021 . № 2 (25) . С . 142–147 . DOi: 10.20323/2499-9679-2021-2-25-142-147 .
5. Зимина Е . А ., Саванкова Е . В . Специфика заголовков немецкоязычных новостных статей онлайн-прессы // Мир науки, культуры, образования . 2022 . № 4 (95) . С . 285–288 . DOi: 10.24412/1991-5497-2022-495-285-288 .
6. Кометиани Е . А . Аттрактивная функция терминов в заголовках англоязычных, франкоязычных, русскоязычных текстов железнодорожной тематики // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2021 . № 4 . С . 75–84 . DOi: 10.18384/2310-712X-2021-4-75-84 .
7. Крувко Н . А . Синтаксические структуры-клише заголовка французского рекламного текста // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2010 . № 2 . С . 194–197 .
8. Кубатько И . П . Заголовок и его функции в СМИ и бизнес прессе // Единицы языка в тексте и дискурсе . Выпуск 5 . Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021 . С . 86–99 .
9. Купоросова В . В . Кодовая интертекстуальность в заголовках (на материале современной французской прессы) // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2011 . № 5 . С . 146–151 .
10. Масалова М . Ю ., Кубанова А . х . Особенности заголовков испанских СМИ // Информационно-коммуникативная культура: наука и образование: сборник статей Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ростов-на-Дону, 09–10 апреля 2021 г .) . Ростов-на-Дону: Донской государтсвенный технический университет, 2021 . Выпуск XV . С . 59–61 .
11. Москавец М . Н . Классификация газетных заголовков по степени автономности семантики (на материале французской прессы) // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2015 . № 3 . С . 77–83 .
12. Новикова Е . Н . Особенности англоязычных газетных заголовков и специфика их перевода // Ученые заметки ТОГУ . 2022 . Т . 13 . № 2 . С . 84–88 .
13. Новосельцева И . И . Проблема лингвоэкологичности в экспрессивных заголовках белорусского медиадискурса // Современный дискурс-анализ: электронный научный журнал . 2022 . № 2 (30) . С . 26–34 .
14. Перепеченов А . В . Стратегии создания информативных и контактоустанавливающих заголовков (на материале французской прессы) // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2017 . № 1 . С . 67–75 . DOi: 10.18384/2310-712X-2017-1-67-75 .
15. Пономарчук Ю . В . Особенности определения понятия «газетный заголовок» // Languages in Professional Communication: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Язык в сфере профессиональной коммуникации» (Екатеринбург, 28 апреля 2022 г .) . Екатеринбург: Ажур, 2022 . С . 311–315 .
16. Сиднева Т . А . Особенности перевода заголовков текстов французских СМИ на русский язык // Проблемы языка и перевода в трудах молодых ученых . 2022 . № 21 . С . 164–172 .
17. Сосунова Г . А . Заголовок как концепт текста французской таможенной прессы // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Лингвистика . 2016 . № 3 . С . 126– 132 . DOi: 10.18384/2310-712X-2016-3-126-132 .
18. Aleksandrova O . V ., Sibul V . V . Headline complexes in business articles as a means of opinion manipulation // Training, Language and Culture . 2023 . Т . 7 . № 3 . С . 69–78 . DOi: 10.22363/2521-442X-2023-7-3-69-78 .
19. Bogdanova O . Yu ., Kramarenko O . L ., Orlova N . O . Journalistic headline manipulative nature in military-political discourse (based on the English language) // Филологические науки . Вопросы теории и практики . 2021 . Т . 14 . № 1 . С . 68–72 . DOi: 10.30853/phil201031 .
20. Kalinina D . D . Translation of puns in English press headlines // Languages in Professional Communication: сборник материалов Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов студентов «Язык в сфере профессиональной коммуникации» (Екатеринбург, 28 мая 2020 г .) . Екатеринбург: Ажур, 2020 . С . 203–209 .