Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В АВТОРСКОЙ БЛАГОДАРНОСТИ КАК ЖАНРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2020-5-58-73

Аннотация

Цель работы - исследование структурно-содержательных и семантических особенностей авторской благодарности в англоязычном академическом дискурсе. Процедура и методы. Исследуется авторская благодарность с точки зрения аксиологического подхода с помощью контекстуального анализа, семантического анализа, а также цифровых методов выявления тональности и эмоциональности текста. Результаты. Жанрообразующим элементом авторской благодарности является вербализованная оценка, с помощью которой автор выражает признательность адресатам благодарности, оценивая вклад, который они внесли в исследование. Исследование авторской благодарности позволяет выявить ценностную составляющую академического взаимодействия. Теоретическая и практическая значимость. Расширяется представление об оценочной составляющей авторской благодарности; выявляется тональность и эмоциональность текстов с помощью цифровых методов. Результаты исследования могут использоваться при составлении авторской благодарности на английском языке.

Об авторе

А. А. Водяницкая
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 338 с.

2. Викулова Л. Г. Волшебная французская литературная сказка конца XVII - начала XVIII вв.: прагмалингвистический аспект. Иркутск: ИГЛУ, 2001. 286 с.

3. Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе общения «Автор - издатель - читатель» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2 s (18). С. 63-69.

4. Водяницкая А. А. Академический дискурс: оценочность в продвижении образовательных технологий // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 683-688.

5. Водяницкая А. А. Оценочные стратегии и тактики в научной дискуссии как жанре академического дискурса // Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия: монография / отв. ред. О. А. Сулейманова. М.: ЛЕНАНД, 2018. С. 109-132.

6. Жирова И. Г. Структуральные и содержательные характеристики научного текста // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 39-46. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.39.

7. Жирова И. Г. Лингвистическая категория «эмфатичность» в антропоцентрическом аспекте: монография. М.: МГОУ, 2007. 211 с.

8. Лукошус О. Г., Бузыкина А. А. Оценка как характеристика медиа-текста // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: языковая личность. Текст. Дискурс: сборник статей VI международной научной конференции, Кемерово - Ялта, 25-27 сентября 2016 г. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. С. 476-480.

9. Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинализаций / пер. с фр. В. И. Селиванова // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / общ. ред., вступ. ст. П. Серио. М.: Прогресс, 1999. С. 337-383.

10. Сулейманова О. А. Диалог с Другим в академическом дискурсе // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой международной конференции, Москва, 14-16 апреля 2016 г. / под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Языки народов мира, 2016. С. 539-547.

11. Сулейманова О. А. К вопросу о нормативности письменного академического дискурса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 2 (26). С. 52-61.

12. Сулейманова О. А., Фомина М. А. Партиципанты акта коммуникации в академическом дискурсе // Грамматические категории в контрастивном аспекте: сборник научных статей по материалам международной конференции (11-14 мая 2016 г.): в 2х частях. Ч. 1. М.: Московский городской педагогический университет, 2016. С. 186-192.

13. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 144 с.

14. Хутыз И. П. Академический дискурс. Культурно-специфичная система конструирования и трансляции знаний. М.: Флинта: Наука, 2015. 176 с.

15. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика; изд. 4-е, стер. М.: URSS, 2006. 334 с.

16. Algoe S. B. Find, Remind, and Bind: The Functions of Gratitude in Everyday Relationships // Social and Personality Psychology Compass. 2012. Vol. 6. Iss. 6. P. 455-469. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2012.00439.x.

17. Cronin B., Overfelt K. The scholar’s courtesy: A survey of acknowledgement behavior // Journal of Documentation. 1994. Vol. 50. No. 3. P. 165-196. DOI: 10.1108/eb026929.

18. Fredrickson B. L. Chapter 1 - Positive Emotions Broaden and Build // Advances in Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 47. P. 1-53. DOI: 10.1016/B978-0-12-407236-7.00001-2.

19. Fredrickson B. L. Gratitude, Like Other Positive Emotions, Broadens and Builds // The psychology of gratitude / ed. by Emmons R. A., McCullough M. E. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 145-166 (Series in affective science). DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195150100.003.0008.

20. Gratitude as Moral Sentiment: Emotion-Guided Cooperation in Economic Exchange / DeSteno D., Bartlett M. Y., Baumann J., Williams L. A., Dickens L. // Emotion. 2010. No. 10. Iss. 2. P. 289-293. DOI: 10.1037/a0017883.

21. Hyland K. Dissertation Acknowledgments: The Anatomy of a Cinderella Genre // Written Communication. 2003. Vol. 20. Iss. 3. P. 242-268. DOI: 10.1177/0741088303257276.

22. Lyubomirsky S., King L., Diener E. The Benefits of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131. Iss. 6. P. 803-855. DOI: 10.1037/0033-2909.131.6.803.

23. Thanks for your ideas: Gratitude and team creativity / Pillay N., Park G., Kim Y. K., Lee S. // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 2020. Vol. 156. P. 69-81. DOI: 10.1016/j.obhdp.2019.11.005. REFERENCES


Рецензия

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)