О соотношении речевого и информационно-психологического воздействия
https://doi.org/10.18384/2310-712X-2023-2-54-61
Аннотация
Цель. Определить соотношение речевого и информационно-психологического воздействия как форм коммуникативного влияния на человека и общество.
Процедура и методы. Соотношение речевого и информационно-психологического воздействия устанавливается на основе анализа авторитетных научных источников за последние 30 лет, однако проведённое исследование можно считать выполненным и в диахроническом ключе, поскольку различные механизмы коммуникативного воздействия на человека и общество прослеживаются автором начиная с древних времён вплоть до изобретения первых технических средств распространения массовой информации. В работе используются преимущественно индуктивно-описательный и сопоставительный методы изложения.
Результаты. Установлена сущность речевого воздействия как одной из составных частей информационно-психологического воздействия в контексте массовых информационно-коммуникационных процессов. Выявлен общий механизм информационно-психологического воздействия в массовой коммуникации, реализующийся в сложной поликодовой и мультимодальной форме медиатекста.
Теоретическая и практическая значимость заключается во введении в лингвистическую науку, а именно в одно из её направлений – лингвистику информационно-психологической войны – универсального термина «информационно-психологическое воздействие», который заполняет лакуну, образовавшуюся в результате расширения инструментария актуальных средств воздействия на адресата за пределы сугубо речевых, и объединяет все существующие подходы к обоснованию невербального воздействия в массовой коммуникации, устраняя тем самым нежелательную терминологическую поливалентность.1
Об авторе
Р. И. ЗариповРоссия
Зарипов Руслан Ирикович – кандидат филологических наук, докторант кафедры французского языка
125047, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Макаренков А.А. Информационно-психологическое воздействие: понятийная схема описания // Военный академический журнал. 2019. № 4 (24). С.102–109.
2. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): дисс.… докт. филол. наук. М., 1990. 378 с.
3. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: учеб. пособие; 6-е изд., стер. М.: Изд-во «Флинта», 2018. 592 с.
4. Гаврилов Л.А. О функциях воздействия языка массовой коммуникации и языка межличностного общения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 2. С.23–26.
5. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы: учеб.пособие / В.В.Ефремов, А.Г.Караяни, А.Н.Размазнин и др.; под ред. проф. А.М.Кондакова. М.: ВА РВСН, 2000. 128 с.
6. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»; 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во: Эксмо, 2005. 832 с.
8. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник для курсантов и студентов вузов. М.: МГУ, 2007. 172 с.
9. Кашлев Б.Ю., Панарин И.Н., Галумов Э.А. Информация, массовая коммуникация и международные отношения: учебное пособие; Дипломатическая академия МИД России. М.: Научная книга, 2005. 344 с.
10. Крук В.М., Исаев Д.А., Насонов К.А. Современные направления негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих. Способы распознавания и противодействия // Армейский сборник. 2022. № 8 (342). С.143–150.
11. Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Материалы научной конференции «Диалог 2001» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (дата обращения: 11.11.2022).
12. Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное издание. Воронеж: «Истоки», 2012. 178 с.
13. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. С.3–14.
14. Cluzel du F. Cognitive Warfare // Innovation Hub. June-November 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (дата обращения: 16.11.2022).