Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Ксенофобия как «слово года» в англоязычном медиадискурсе XXI века

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-4-51-60

Аннотация

Целью исследования является изучение семантического поля существительного xenophobia («ксенофобия»), выбранного в 2016 г. онлайн-словарём Dictionary.com «словом года». Основной интерес представляет словоупотребление данной лексемы и её синонимов в англоязычном медиадискурсе XXI в.

Процедура и методы исследования включают корпусный анализ семантического поля xenophobia на основе данных c 2015 по 2021 г. из трёх корпусов английского языка: Now Corpus, Brexit Corpus и Coronavirus Corpus.

Результаты показали, что в определённые периоды времени существительное xenophobia характеризуется высокой частотностью словоупотребления, обусловленной экстралингвистическими факторами, которыми выступают такие глобальные события, как, например, Брексит и пандемия коронавируса. Устанавливается также, что в семантическое поле понятия xenophobia входит целый ряд схожих по значению слов, формирующих «язык вражды». В связи с продолжающейся информационной войной в медиапространстве xenophobia является ключевым словом последних лет, а языковые маркеры данного понятия используются для создания отрицательного образа «других».

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении экстралингвистических факторов, влияющих на выбор «слов года» в современном английском языке. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в специальных курсах по корпусному анализу и лексикологии английского языка.1

Об авторе

О. В. Корецкая
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Корецкая Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка механико-математического факультета

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Баранцева О. А., Снигирева И. В. Слова года как источник социокультурной информации // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. С. 12–18.

2. Горина О. Г. Применение методов корпусной лингвистики для определения контекстноспецифических слов и коллокаций // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 7. № 3. С. 27–36.

3. Дронова Н. В. К вопросу о политических технологиях викторианской Англии: концепт «джинго» в издательской практике журнала “Punch” (1878–1879) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 190. С. 223–234. DOI: 10.20310/1810-0201-2021- 26-190-223-234.

4. Зуева В. В., Колоскова О. А. Языковая картина мира сквозь призму слов-символов 2020 года (на материале английского и русского языков) // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 6. С. 414–423. DOI: 10.15643/libartrus-2021.6.4.

5. Иргизова К. В. Корпусная лингвистика в отечественном и зарубежном языкознании на современном этапе // Огарёв-Online. 2019. № 6 (127). URL: http://journal.mrsu.ru/arts/korpusnaya- lingvistika-v-otechestvennom-i-zarubezhnom-yazykoznanii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 20.02.2022).

6. Иссерс О. С. В поисках общего словаря: дискурсивные практики новейшего времени через призму проектов «Слово года» // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). C. 48–53.

7. Иссерс О. С., Рахимбергенова М. Х. Языковые маркеры этнической ксенофобии (на материале российской прессы) // Политическая лингвистика. 2007. № 3 (23). С. 90–96.

8. Кубрякова Е. С., Цурикова Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. С. 183–210.

9. Моисеева И. Ю., Ноздрина Т. Г. Ключевые слова в зарубежной лингвистике: становление понятия и практика применения // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 4-2 (23). С. 107–108.

10. Николаева Е. В. «Слова года» как лингвокультурные концепты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-1 (76). С. 154–157.

11. Scott M., Tribble C. Textual Patterns: Keyword and Corpus analysis in Language Еducation (Studies in Corpus Linguistics). Philadelphia: John Benjamins, 2006. 203 p.


Рецензия

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)