Ритм в литературе и в музыке
Аннотация
понятия, связанные с анализом ритмической
структуры литературного текста и музыкально-
го произведения: такт, акцент, инструментовка,
синкопа, интонация, анакруза, цезура и другие
средства ритмизации. Автор затрагивает науч-
ные проблемы, связанные с определением ос-
новной ритмической единицы для литературного
прозаического текста и для музыкального произ-
ведения.
наличие полиритмии, то есть многообразия рит-
мических рисунков. Наряду с понятием поли-
ритмии в литературе существует понятие поли-
метрии. Данное явление, так же, как и анакруза,
свойственно в большей степени поэзии, однако,
использование в рамках одной или нескольких
ритмических единиц метрически разнородных
фрагментов при рассмотрении текста как метри-
чески организованной структуры, данное явле-
ние, с нашей точки зрения, имеет полное право на
существование. В музыке с явлением полиритмии
связано понятие тактового размера, конкретного
числового значения метра для музыкального про-
изведения с указанием длительности доли. В не-
которых произведениях используется несколько
размеров (2/4, 3/4, 4/4 и т.д.). В этом случае речь
идет о полиритмии, которая свойственна, напри-
мер, произведениям Ф. Шопена, А.Н. Скрябина,
А. Веберна, А. Берга и многих других компози-
торов. Параллельно с полиритмией существует
также понятие полиметрии, то есть записи двух
параллельно звучащих музыкальных партий в
разных музыкальных размерах (гитара и синте-
затор - на 3/4, вокалист и барабанщик - на 4/4).
Кроме того, полиметрия, так же, как и полирит-
мия, способствует большему разнообразию рит-
мических рисунков произведения.
Гарантом разнообразия ритмических ри-
сунков в литературном произведении может слу-
жить ускорение или замедление декламатором темпа речи, смысловые паузы; при этом общее
впечатление ритмичности не будет нарушено.
Темп в музыке является одним из средств вы-
разительности, для его определения применя-
ются главным образом итальянские обозначе-
ния, такие, как largo (широко), lento (протяжно),
andante (спокойно, не спеша), moderato (умерен-
но), allegro (скоро), vivo (живо), presto (быстро)
и другие. Для замедления музыкального произ-
ведения существуют следующие обозначения:
ritenuto (сдерживая), ritardando (запаздывая),
allargando (расширяя), rallentando (замедляя);
для ускорения - accelerando (ускоряя), animando
(воодушевляя), stingendo (ускоряя), stretto (сжа-
то, сжимая) [Вахромеев В.А. 2007, 45]. Переноса
данной терминологии в анализ художественно-
го текста не произошло, однако, с нашей точки
зрения, это создаст дополнительные возможнос-
ти для более комплексного и более точного от-
ражения всех нюансов, которые несет в себе тот
или иной текст в определенном прочтении. Что
касается смысловых пауз, то аналогией их в му-
зыке может послужить цезура, обеспечивающая
восприятие членения произведения, его структу-
ры и возникающая, как правило, после останов-
ки на долгом звуке. Согласно исследованиям M.
Boudreault, пауза внутри высказывания всегда
следует за конечным слогом смысловой группы
и чаще всего появляется между гласными в зия-
нии (elle en fait don à ses enfants, le café que tu fais
est bon). Однако такие случаи редки и, с точки
зрения автора, не представляют особой ценнос-
ти для ритмической организации высказывания
[Boudreault M. 1968, 99].
В художественном произведении ритм мо-
жет складываться не только из ударений, акцен-
тов, пауз, мелодики, но и из повторений самого
различного типа: просодических единиц, одина-
ковых созвучий, определенных звуков в тексте, а
также слов, сочетаний, фраз. Однако, по мнению
Ю.М. Лотмана, это не механическое повторение,
не удвоение понятия, а его качественное услож-
нение. При этом более значительной становится
функция интонации, которая является единствен-
ным дифференциальным признаком в цепочке
повторяющихся слов [Лотман Ю.М. 1970, 159].
С точки зрения звуковой организации текс-
та, ритм может быть отражен также посредством
омофонии. Явление омофонии в стихах изуча-
ли многие французские лингвисты, в том числе
P. Guiraud [1953], M. Gauthier [1974], P. Verrier
[1909], M. Grammont [1923], E. Martin [1924] и
другие. Существует ли омофония в прозе? Без-
условно, поскольку такие виды звуковой орга-
низации, как аллитерация, ассонанс, консонанс,
рифма, через которые выражается омофония,
присущи и прозе. В музыке понятие омофонии
(или гомофонии) противопоставляется поли-
фонии, то есть многоголосию, основанному на
равноправии и самостоятельности всех голосов.
Таким образом, омофония - это тип многоголо-
сия, где один голос главенствует, а все остальные
выступают в качестве гармонического сопровож-
дения или аккомпанемента.
В исследовании Б.В. Томашевского встре-
чается упоминание о каденцировании как одном
из множества средств ритмизации художествен-
ного текста на примере архаического церковного
речитатива в конце ритмической группы на пос-
леднем ударении [Томашевский Б.В. 1929, 114].
Каденция проявляется в удлинении слога и пе-
ремене тона. Возможно ли применение данного
явления, также заимствованного из теории музы-
ки, в прозаических текстах? Ответ на этот вопрос
может быть получен лишь в результате анализа
фонетической концепции ритма художественных
текстов.
Необходимо также отметить, что ритми-
ческое впечатление художественного произведе-
ния, равно как и музыкального, может быть со-
Об авторе
Е. И. БойчукРоссия
Список литературы
1. Akhmanova O., Shishkina T. Registers and Rhythm. - M.:МГУ им. М.В. Ломоносова, 1957. -170 с.
2. Boudreault M. Rythme et mélodie de la phrase parlée en France et au Québec. - P.: Librairie C. Klincksieck, 1968. - 137 p.
3. Grammont M. Le vers français. - P.: Editions Edouard Champion, 1923. - 126 p.
4. Guiraud P. Langage et versification, d'après l'oeuvre de Paul Valéry. - P.: Librairie C. Klincksieck, 1953. - 237 p.
5. Larousse P. Grand dictionnaire universel du XIXe siècle: français, historique, géographique, mythologique, bibliographique… 17 volumes. - P.: Administration du grand Dictionnaire universel, 1866. - 2110 p.
6. Littré Е. Dictionnaire de la langue française. 4 volumes. - P.: Librairie Hachette et Cie, 1889 - 1302 p.
7. M. Gauthier Système euphonique et rythmique du vers français. - P.: Librairie C. Klincksieck,1974. - 166 p.
8. Martin E.-L. Les symétries du français littéraire. - P.: Didier, 1924. - 229 p.
9. Mourot J. Le génie d'un style. Chateaubriand. Rythme et sonorité dans «Les Mémoires d'outre-tombe». - P.: Librairie Armand Colin, 1960. - 236 p.
10. Verrier P. Essai sur les principes de la métrique anglaise, 1-re partie. - P.: Librairie Universitaire, 1909. - 143 p.
11. Бочкарев А.Е. Текстообразующая функция ритма (на материале французского языка). Автореферат дисс… кандидата филологических наук. - М.: Московский ордена дружбы народов государственный ин-т иностранных языков им. М. Тореза, 1987. - 27 c.
12. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 2007. - 256 с.
13. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - 272 c.
14. Давыдов М.В., Рубинова О.С. Ритм английского языка. - М.: Диалог - МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 116 с.
15. Дечева С.В. Слогоделение в английской речи (когнитивная силлабика). Автореферат дисс… кандидата филологических наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - 34 с.
16. Дорохова М.В. Ритмическая организация американской речи. Автореферат дисс… кандидата филологических наук. -М.: РУДН, 1996. - 22 с.
17. Жирмунский В.М. Введение в метрику. Теория стиха. - Л.: Academia, 1925. - 286 c.
18. Квятковский А.П. Поэтический словарь / Науч.ред. И. Роднянская. -М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с.
19. Кононенко Е.Т. Ритмико-синтаксическая структура художественной прозы (на материале прозы Ш. О'Кейси). Автореферат дисс… кандидата филологических наук. - Л.: ЛГУ им. А.А.Жданова, 1973. - 23 с.
20. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 944 с.
21. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. /Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского,М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.:Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 - 1540 с.
22. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 383 с.
23. Степанюк Ю.В. Ритмическая организация прозаического текста и ее передача при переводе (на материале русского и французского языков). Автореферат дисс… кандидата филологических наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - 93 с.
24. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. 2-е изд., М.;Л.: Государственное изд-во, 1929. - 132 с.
25. Шишкина Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи. Автореферат дисс… кандидата филологических наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1974. - 25 с.