Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РЯДУ СМЕЖНЫХ ДИСКУРСОВ: ГИБРИДИЗАЦИЯ ИЛИ ПОЛИФОНИЯ?

Аннотация

В статье представлены результаты осмысления природы туристического дискурса. Решается вопрос, считать ли наличие в нём черт рекламного, публицистического и научного дискурсов проявлением дискурсивной полифонии или следствием гибридизации. В связи с типологической атрибуцией дискурса туристической сферы рассмотрены такие его особенности, как креолизация, образность, лингвокультурная нагруженность. Анализируются речевые тактики, направленные на выработку у адресата устойчивых ассоциаций между ярким эмоциональным переживанием и определённым локусом: описание ритуала, воспроизведение легенды, создание драматического напряжения в ходе исторического повествования, шутки над чужим этносом. Делается вывод о том, что туристический дискурс является особым подвидом рекламного дискурса, имеющим с ним не только сходства, но и весьма специфические различия.

Об авторе

Н. В. Филатова
Московский государственный лингвистический университет
Россия


Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Перформативы в грамматике и словаре / Ю.Д. Апресян // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1986. - Т. 45. - № 3. - С. 208-223

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 464 с.

3. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с

4. Гийому Ж., Мальдидье Д. О новых приёмах ин- терпретации / Ж. Гийому, Д. Мальдидье // Квад- ратура смысла: Французская школа анализа дис- курса. - М.: Прогресс , 1999. - С. 124-136.

5. Гончарова Л.М. Туристская реклама в СМИ: по- зитивно настраивающие тактики / Л.М. Гонча- рова // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. Ма- териалы II Международной научной конферен- ции (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 14-16 февраля 2008 г.) / Сост. М.Н. Володина. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 339-343

6. Елина Е.А. Особенности синестезии в искус- ствоведческих текстах / Е.А. Елина // Вопросы психолингвистики. - М., 2003. - № 1. - С. 62-71.

7. Ипполитов А.В. Венеция: путеводитель / А.В. Ип- политов. - М.: Афиша, 2008. - 155 с.

8. Ирисханова О.К. Гибриды - экзотика или уни- версальные ингредиенты семиотических сис- тем? / О.К. Ирисханова // Семиотическая гете- рогенность языковой коммуникации: теория и практика. Тезисы докладов Междунар. научн. конф. (МГЛУ, 27-28 октября 2011 г.). - М.: Рема, 2011. - С. 62-63.

9. Карасик В.И. Модусы институционального дис- курса / В.И. Карасик // Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы. Ма- териалы Междунар. научн. конф. (МГЛУ, 17-18 ноября 2011 г.). - М.: Рема, 2011. - С. 22-24.

10. Конашкова А.М. Онтологическая реальность: сущность потенциальности как границы ес- тественной онтологии человека / А.М. Конаш- кова // Вероятностные идеи в науке и филосо- фии. Материалы региональной конференции (с участием иностранных учёных) 23-25 сентября 2003 г. - Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 2003. - С. 27-32.

11. Кришат М.В. Швейцария. Лихтенштейн / М.В. Кришат. - М.: Вокруг света, 2006. - 496 с.

12. Лазарева Э.А. Дискурс рекламы: инвариант и варианты // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / Э.А. Лазаре- ва. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - Вып. 1. - С. 144-158.

13. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дис- курса в малой группе / М.Л. Макаров. - Тверь: Тверской государственный университет, 1998. - 200 с.

14. Погодаева С.А. Языковые средства аргумента- ции во французском туристическом дискурсе: автореф. дис.  канд. филол. наук. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2008. - 20 с

15. Терпугова Е.А. Рекламный текст как особый тип императивного дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2000. - 19 с.

16. Усманова А.Р. Дискурсия. Постмодернизм: Эн- циклопедия / А.Р. Усманова. - Минск: Интер- прессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

17. Фадеева Г.М. О перспективах использования концепции М. Юнга в исследовании дискурса / Г.М. Фадеева // Дискурс как социальная де- ятельность: приоритеты и перспективы. Мате- риалы Междунар. научн. конф. (МГЛУ, 17-18 ноября 2011 г.). - М.: Рема, 2011. - С. 94-96.

18. Чесновицкая С. Париж: путеводитель. - М.: Афиша, 2008. - 162 с.


Рецензия

Просмотров: 347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)