Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Общие и частные вопросы изучения специальной лексики (на примере специальной лексики анимации)

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-2-64-78

Аннотация

Цели. 1. Выявление и анализ общих вопросов в изучении специальной лексики: развитие терминоведения, статус термина как языковой единицы, неоднозначное толкование понятия «термин», «неидеальность» терминологических единиц, способы терминообразования; стратификация языка профессионального общения, группы специальных лексических единиц (термины – профессионализмы – профессиональные жаргонизмы – онимы). 2. Исследование частных вопросов специальной лексики конкретной предметной области – экранной анимации: пути формирования специальных лексических единиц, лексико-семантические трансформации общеязыковых единиц как результат их семантической адаптации вследствие терминирования профессиональной информации, специфика тропеического терминообразования, роль прагматической функции специальных лексических единиц в профессиональной деятельности работников анимационной студии, значимость антропонима Disney для рассматриваемой предметной сферы в частности и лингвокультурологических понятий американской культуры в целом.

Процедура и методы. Материалом для исследования послужили толковые и этимологические словари английского языка, терминологические словари и справочники, мемуары работников сферы анимации и специалистов данной предметной области, тематические интернет-ресурсы. В работе применялись направления лингвистического метода исследований (историко-описательный, этимологический, контекстуальный анализ, лингвокогнитивный, метод компонентного анализа с использованием анализа словарных дефиниций).

Результаты. Специальная лексика анимации связана с определёнными графическими образами1 на стыке лингвистики и семиотики, является результатом мышления, лингвокреативности и вовлечённости в её формирование богатого словообразовательного потенциала английского языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений об эффективности комплексного подхода, сочетающего лингвистический, лингвокогнитивный и семиотический методы анализа, в исследовании процессов в области формирования специальной лексики анимации как особого вида профессиональной деятельности.

Практическая значимость заключается в возможности применения результатов работы при проведении дальнейших исследований в области специальной лексики современной анимации.

Об авторе

Т. А. Романова
Московский городской педагогический университет
Россия

Романова Татьяна Александровна – кандидат филологических наук, старший преподаватель английского языка кафедры английской филологии

г. Москва



Список литературы

1. Винокур Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии // Труды Московского института истории, философии и литературы. Т. 5. Сборник статей по языковедению. М.: ЛИТЕРА, 1939. С. 3–54.

2. Володина М. Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). М.: МГУ, 2000. 128 с.

3. Голованова Е. И. Профессионализм как языковая единица на перекрестке когниции и коммуникации // Когнитивные исследования языка. 2018. № 32. С. 602–610.

4. Голованова Е. И. Является ли профессионализм дублетом термина? // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1 (52). С. 120–124.

5. Гринёв-Гриневич С. В., Сорокина Э. А. Полисемия в общеупотребительной и специальной лексике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2015. № 4. С. 51–64. DOI:10.18384/2310-712X-2015-4-51-64

6. Гринёв-Гриневич С. В. Терминоведение : учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 304 с.

7. Загриценко С. А. Идиоматичность экономических терминов // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 2 (7). С. 20–25.

8. Калинин А. В. Лексика русского языка : учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»; 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1978. 232 с.

9. Кривуля Н. Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий: автореф. дис. … докт. искуствоведения. М., 2009. 60 с.

10. Лантюхова Н. Н., Загоровская О. В., Литвинова Т. А. Термин: определение понятия и его сущностные признаки // Вестник Воронежского Института ГПС МЧС России. 2013. № 1 (6). С. 42–45.

11. Лейчик В. М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. М.: Либриком, 2014. 264 с.

12. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии: Вопросы теории и методики. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 160 с.

13. Норштейн Ю. Б. Реальность, созданная художником // Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве / сост. С. В. Асенин. М.: Искусство, 1983. С. 116–121.

14. Одегова К. И. Анимационный кинематограф как объект комплексного гуманитарного исследования: философский аспект // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 2 (26). С. 65–74.

15. Ревякина Т. Л. Термины, профессионализмы и профессиональные жаргонизмы в ряду специальных номинаций // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274). С. 143–146.

16. Романова Т. А. Исследование процессов формирования словаря кинематографической анимации в английском языке: дис. … канд. филол. наук. М., 2021. 236 с.

17. Сложеникина Ю. В. Основы терминологии: Лингвистические аспекты теории термина. М.: Либроком, 2016. 120 с.

18. Собянина В. А. Взаимодействие специальной и обиходной лексики в современном немецком языке: дис. ... докт. филол. наук. М., 2005. 424 с.

19. Солодовникова О. В., Буран А. Л., Снисар А. Ю. Субклассы технонимов в сфере возобновляемой энергетики (на материале современного английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 8. С. 182–185. DOI:10.30853/filnauki.2019.8.35

20. Суперанская А. В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: вопросы теории. 6-е изд. М.: Либроком, 2012. 248 с.

21. Татаринов В. А. Теория терминоведения: в 3 т. Т. 1. Теория термина: История и современное состояние. М.: Московский лицей, 1996. 311 с.

22. Хитрук Ф. С. Профессия – аниматор: в 2 т. М.: Гаятри, 2007. 304 с.

23. Шарафутдинова Н. С. О составе специальной лексики // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2001. № 1 (13). С. 72–76.

24. Brooks St. Tradigital Animate CC: 12 Principles of Animation in Adobe Animate. Boca Raton, FL: CRC Press, 2016. 368 p.

25. Johnston O., Thomas Fr. The Illusion of Life: Disney Animation. New York: Hyperion, 1995. 575 p.

26. Pikkov Ü. Animasophy. Theoretical Writings on the Animated Film. Tallinn: Estonian Academy of Arts, 2010. 200 p.

27. The Illusion of Life: Essays on Animation / ed. A. Cholodenko. Sydney: Power Publication (in association with the Australian Film Commission), 1991. P. 9–36.


Рецензия

Просмотров: 563


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)