Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Языковая интерпретация рекламных сообщений в масс-медийном дискурсе

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-2-6-16

Аннотация

Цель. Подробно рассмотреть рекламные сообщения как жанр масс-медийного дискурса с точки зрения когнитивного подхода и выявить, на каких когнитивных механизмах основывается языковая интерпретация; определить типы языковой интерпретации.

Процедура и методы. Проанализированы рекламные сообщения англоязычного массмедийного дискурса в интернете посредством использования лингвокогнитивного, аналитического методов и метода сплошной выборки рекламных сообщений на предмет выявления специфики языковой интерпретации.

Результаты. Языковая интерпретация рекламных сообщений как познавательная деятельность человека проявляется в трёх основных типах: селективном, классифицирующем и оценивающем. В качестве когнитивного основания языковой интерпретации выступают следующие когнитивные механизмы: концептуальная метафора и метонимия, инференция и использование названия компании как когнитивного контекста.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обзор теоретической литературы, анализ практического материала и предложенные выводы способствуют развитию проблематики языковой интерпретации в рамках изучения различных жанров масс-медийного дискурса, в частности, рекламы. Практическая значимость состоит в возможности использования выводов в спецкурсах по языкознанию, психо- и социолингвистике.

Об авторах

Т. Н. Ефименко
Московский городской педагогический университет
Россия

Ефименко Татьяна Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Института иностранных языков

г. Москва



Л. Р. Зурабова
Московский городской педагогический университет
Россия

Зурабова Лана Руслановна – старший преподаватель кафедры английской филологии Института иностранных языков

г. Москва



Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-дискурсивная парадигма языкового знака // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах. Вып. 7. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2009. С. 7–17.

2. Афанасьева О. В. Имена прилагательные в системе кардинальных частей речи английского языка. М.: Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей», 1992. 95 с.

3. Болдырев Н. Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (93). С. 9–16.

4. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4 (49). С. 10–20. DOI:10.20916/1812-3228-2016-4-10-20

5. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: ЯСК, 2018. 480 с.

6. Добросклонская Т. Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция: Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар : сборник научных работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 13–22.

7. Ефименко Т. Н., Идилова И. С. Гендерная идентичность в рекламном дискурсе // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук : сборник научных трудов по лингвистике и литературоведению / под ред. К. М. Барановой, О. Г. Чупрыны. М.: Принтика, 2021. С. 5–11.

8. Зурабова Л. Р. Коммуникативно-прагматический аспект переключения языковых кодов: стратегии и функции // Человек в информационном пространстве : сборник научных статей. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 292–298.

9. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М.: Эксмо, 2005. 85 с.

10. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

11. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга 1: Разум вне машины / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Гнозис, 2011. 512 с.

12. Медведев Е. В. Рекламная коммуникация. М.: ЛЕНАНД, 2016. 304 с.

13. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : монография. М.: Гнозис, 2007. 407 с.

14. Томская М. В. Рекламный дискурс в гендерном аспекте (аналитический обзор) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 17 (703). С. 95–108.

15. Трошина Н. Н. О языке средств массовой информации: к постановке вопроса // Язык средств массовой информации : сб. обзоров. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. С. 5–13.

16. Fauconnier G. Methods and Generalizations // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology. Berlin: Mouton de Gruyter, 1999. P. 95–124.


Рецензия

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)