Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР ЛЕКСИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-1-90-100

Аннотация

Цель настоящей статьи - выявление знаний различного типа и особенностей интерпретирующего характера лексической категории «речевое воздействие» на материале русского и английского языков. Процедура и методы. Систематизация эмпирической базы по теме исследования была осуществлена посредством описательного метода; применён метод концептуально-категориального анализа в рамках когнитивного подхода, позволяющий рассмотреть концептуальное основание, структуру и принципы формирования языковой категории, в данном случае - лексической категории «речевое воздействие»; с целью выявления общих и отличительных признаков в русском и английском языках был проведён сравнительно-сопоставительный анализ. Результаты. На основе оценочного знака «хорошо / плохо» разработана оценочная языковая модель знаний «речевое воздействие». В основу формирования модели был заложен принцип оценочной категоризации, характеризующийся интерпретирующей и антропоцентрической направленностью. Доказано, что лексическая категория «речевое воздействие» имеет в своей основе интерпретирующий характер лексических единиц на материале двух рассматриваемых языков. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его основные результаты способствуют дальнейшему совершенствованию теории лингвистической интерпретации и моделирования лексической системы языка, а также могут быть полезны на практических занятиях по общей и сопоставительной лексикологии.

Об авторах

Алла Ефимовна Гусева
Московский государственный областной университет
Россия


Лилия Геннадьевна Мальцева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 896 с.

2. Болдырев Н. Н., Панасенко Л. А. Когнитивные доминантные признаки в формировании оценочных значений // Три «Л» в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика: межкафедральный сборник научных статей / Московский городской педагогический университет. М.: ООО «Диона», 2018. С. 18-24.

3. Болдырев Н. Н. Фундаментальное и прикладное значение доминантного принципа организации языкового сознания для науки и образования // Национальные проекты и профессорское сообщество: сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2020. В 2-х томах. Т. 2. М.: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2021. С. 168-171.

4. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. 480 с.

5. Водяницкая А. А. Функционирование оценочных значений в авторской благодарности как жанре академического дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 5. С. 58-73. DOI: 10.18384/2310-712X-2020-5-58-73.

6. Гусева А. Е. Структура базы знаний в когнитивной лингвистике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 2. С. 36-42.

7. Гусева А. Е. Лингвокогнитивное моделирование лексико-фразеологических полей (на материале немецкого и русского языков). Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 292 с.

8. Гусева А. Е., Шабанова В. П. Лингвокогнитивная модель концепта «Поведение человека» и ее вербальная реализация языковыми средствами современного немецкого языка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 3. С. 160-168. DOI: 10.18384/2310-712X-2016-3-160-168.

9. Ефименко Т. Н., Иванова Ю. Е. Вербальные и невербальные средства коммуникации как операторы смысла в англоязычном деловом дискурсе (на материале публичных выступлений) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 1. С. 15-28. DOI: 10.18384/2310-712X-2020-1-15-28.

10. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 149 с.

11. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

12. Маслова В. А. Лингвокультурное введение в теорию человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 3. С. 21-28. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-3-21-28.

13. Соловьева Н. В. Оппозитивность как текстообразующая лингвистическая категория; 2-е издание, перераб. и доп. М.: МГОУ, 2019. 172 с.

14. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 144 с.


Рецензия

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)