Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА АНГЛИЙСКОГО ДИСКУРСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕГРАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-1-60-69

Аннотация

Целью данной статьи является анализ процесса структурирования смысловой системы английского дискурса как мультимодального целого на основе применения интегративной функциональной методологии. Процедура и методы. Описывается трансформация значений в дискурсивный смысл под действием прагматических и экстралингвистических факторов. Изучаются способы передачи в конкретном дискурсе невербальных средств, влияющих на репрезентируемые значения, конечный смысл дискурса и результат коммуникации в целом. Основными методами, применяемыми в исследовании, являются интегративный функциональный анализ и дискурс-анализ. Результаты. Исследование позволило систематизировать представления об интегрировании разных ракурсов функционального анализа (семантического, прагматического, когнитивного) и адекватной интерпретации мультимодальности смыслового пространства английского дискурса. Теоретическая и/или практическая значимость. Интегративный аналитический подход способствует углублению понимания отправной точки формирования значений и смысла, причин сдвигов в смысловом пространстве дискурса, способов отражения в дискурсе внеязыкового фона коммуникации.

Об авторе

Виктория Леонидовна Малахова
МГИМО МИД России
Россия


Список литературы

1. Александрова О. В. Изучение языка в новых условиях знания о нём и его функционировании // Когнитивные исследования языка. 2018. № 32. С. 20-25.

2. Алефиренко Н. Ф. Смысл как лингвофилософский феномен // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21). С. 5-14.

3. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.

4. Григорьева В. С. Интегративность формата речевого взаимодействия в диалогическом дискурсе (на примере бытовых дискурсивных жанров): автореф. дис. … докт. филол. наук. Тамбов, 2018. 38 с.

5. Ефименко Т. Н., Иванова Ю. Е. Вербальные и невербальные средства коммуникации как операторы смысла в англоязычном деловом дискурсе (на материале публичных выступлений) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 1. С. 15-28. DOI: 10.18384/2310-712X-2020-1-15-28.

6. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования: авторский сборник статей. М.: Знак, 2012. С. 95-112 (Серия «Разумное поведение языка»).

7. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: сборник науч. трудов / Центр гуманит. науч.-информ. исслед., отд. языкознания; редкол.: Кубрякова Е. С., Лузина Л. Г. (отв. ред.) и др. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2008. с. 40-48 (Серия «Теория и история языкознания»).

8. Пономаренко Е. В. Пояснение как языковая единица (к вопросу о функциональных связях дискурса): монография. М.: МГУ-Академия ФПС России, 1999. 144 c.

9. Пономаренко Е. В. О функциональной самоорганизации речевых средств в английском деловом дискурсе // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5 (106). С. 80-84.

10. Раренко М. Б. Лингвистика текста и теория ментальных пространств // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: сборник науч. трудов / Центр гуманит. науч.-информ. исслед., отд. языкознания; редкол.: Кубрякова Е. С., Лузина Л. Г. (отв. ред.) и др. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2008. с. 142-157 (Серия «Теория и история языкознания»).

11. Харьковская А. А., Кривченко И. Б. Концептуальная организация дискурса социальных сетей (на материале социальной сети “FACEBOOK”) // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 60-77. DOI: 10.25076/vpl.27.05.

12. Храмченко Д. С. Кооперативный эффект прагматического воздействия в английском дискурсе масс-медиа // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 86-95. DOI: 10.25076/vpl.27.07.

13. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 428 с.

14. Chomsky N., Hornstein N.Rules and Representations. New York: Columbia University Press, 2005. 299 p.

15. Husserl E. Preliminary Remarks about the Systematic Theory of Forms of Meanings // Husserl E. Logic and General Theory of Science. Switzerland: Springer, 2019. P. 129-140. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-14529-3_5.

16. Johnson-Laird P. N. Mental Models in Cognitive Science // Cognitive Science. 2010. Vol. 4. Iss. 1. P. 71-115. DOI: https://doi.org/10.1207/s15516709cog0401_4.

17. Kress G. What is Mode? // A Handbook of Multimodal Analysis / ed. by C. Jewitt. London: Routledge, 2009. P. 54-67.

18. Levinson S. Three levels of meaning // Grammar and Meaning / ed. by F. Palmer. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 90-115. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511620638.006.

19. Manerko L. A. Specialized Discourse, its Development and Multimodality // LATEUM-2015. Research and Practice in Multidisciplinary Discourse. Conference Proceedings: материалы XII международной конференции Лингвистической ассоциации преподавателей английского языка МГУ имени М. В. Ломоносова / отв. ред. О. В. Александрова. М.: Университетская книга, 2015. С. 64-69.

20. Wharton T. Pragmatics and Non-verbal Communication. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 219 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511635649.


Рецензия

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)