Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-6-38-44

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении и анализе способности лексических средств выразительности к моделированию культурного пространства в художественном тексте. Процедура и методы. Проведён анализ понятия «культурное пространство» и лингвокультурем как единиц, моделирующих культурное пространство в художественном тексте. Методом сплошной выборки автором были отобраны примеры лингвокультурем, лингвистическая сторона которых представлена лексическими средствами художественной выразительности. При помощи лингвокультурологического анализа и метода моделирования были изучены особенности функционирования отобранных лингвокультурем, образующих культурное пространство в художественном тексте. Результаты. В ходе исследования было выявлено, что лексические средства художественной выразительности раскрывают особенности взаимосвязи элементов культурного пространства, выявляя их детали и характеристики. В нашем материале самым частотным лексическим средством выразительности, моделирующим культурное пространство в художественном тексте, является эпитет. При этом наиболее значимые для авторского замысла элементы культурного пространства моделируются в художественном тексте при помощи различных лексических средств выразительности. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в разработке модели анализа лингвокультурем, лингвистическую основу которых составляют лексические средства выразительности, с целью выявления элементов культурного пространства в художественном тексте. Результаты исследования значимы как для теории языка в целом, так и для лингвокультурологии в частности.

Об авторе

А. С. Горбатовский
Кубанский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 2000. 528 с.

2. Воробьев В. В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.

3. Ивлева А. Ю. Культурное пространство художественного текста: от символа-предела к символу-образу: автореф. дис.. докт. филос. наук. Саранск, 2009. 38 с.

4. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с.

5. Красных В. В. Словарь и грамматика лингвокультуры: основы психолингвокультурологии: монография. М.: Гнозис, 2016. 493 с.

6. Сараф М. Я. Формирование культурной компетенции как необходимое условие сохранения целостности культурного пространства и его креативного потенциала // Культура и образование. 2017. № 2 (25). С. 22-30.

7. Сараф М. Я., Сараф С. М. Культурные слои в едином культурном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4 (90). С. 21-28. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10403.

8. Темникова О. А. Культурное пространство: типология концептуальных представлений // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (40). С. 87-90.

9. Хохлина М. Л. Лингвокультурный потенциал фразеологических единиц с «чужим» антропонимическим компонентом // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 34-37.

10. Cornejo R., Schiewer G. L., Weinberg M. Konzepte der Interkulturalität in der Germanistik weltweit. Wetzlar: Majuskel Medienproduktion GmbH, 2020. 422 S.

11. Schickhaus T. A.Interkulturelle Literaturwissenschaft und Wissenssoziologie. Bielefeld: transcript Verlag, 2017. 324 s.


Рецензия

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)