Исследование конфликтного военно-политического дискурса в коммуникативном пространстве различных лингвокультур
https://doi.org/10.18384/2949-5075-2025-S1-43-53
Аннотация
Цель работы заключается в исследовании конфликтного военно-политического дискурса, при реализации которого интегрируются контрастные аспекты лингвокультур, являющихся компонентами коммуникативных деятельностей участников социовербального взаимодействия.
Процедура и методы. Конфликтная военно-политическая среда изучается в коммуникативной ситуации как формирующая специфику проявления ценностей в рамках определённой культуры и развитие системы индивидуальной оценки участников общения противоположными прагматическими векторами. Лингвокультуры рассматриваются детерминантой развития коммуникативных деятельностей участников и дискурса в целом. Методология исследования построена на базовом системно-деятельностном подходе, применяемом к исследованию конфликтного военно-политического дискурса. В качестве основных методов использованы когнитивно-коммуникативный, прагматический и лингвокультурный. Для обзора представленного эмпирического материала применялись метод лингвистического компонентного анализа в сочетании с оппозитивным и сопоставительным.
Результаты. На основе изучения феномена конфликтного военно-политического дискурса в коммуникативном пространстве различных лингвокультур выявлен интегративный элемент в развитии речевых и неречевых действий участников-оппонентов, которым выступают коммуникативный потенциал реализации противоположных лингвокультур при актуализации когнитивных стратегий конструирования политического дискурса. В процессе исследования установлено, что в качестве характерных особенностей конфликтных лингвокультур в роли средств коммуникативной репрезентации выступают прагматические показатели коммуникативной активности, основанные на противоположных культурных и ценностных предпочтениях. Конфликт интерпретируется как коммуникативное явление, сформированное в рамках социовербального сопряжения коммуникативных деятельностей, обусловленного значительным различием лингвокультур, культурных картин мира и ценностей участников дискурса.
Теоретическая значимость работы объясняется вкладом в научное изучение конфликтного дискурса, основанное на исследовании конфликтного военно-политического дискурса. Представленные сведения позволяют рассматривать конфликт в допустимой реальности актуализации лингвокультуры, которая является детерминантой для формирования коммуникатив ных деятельностей участников-оппонентов и развития конфликтного военного-политического дискурса.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ю. СаниеваРоссия
Саниева Анна Юрьевна – адъюнкт кафедры английского языка (второго)
Москва
Н. А. Сидорова
Россия
Сидорова Наталья Анатольевна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка (второго) ; профессор кафедры иностранных языков и культуры
Москва
Список литературы
1. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с.
2. Сидоров Е. В. Законы дискурса. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2015. 134 с.
3. Тарасов Е. Ф. К проблеме непрямого выражения мысли в слове // Современная коммуникативистика: наука – практика – специальность: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию профессора О. Я. Гойхмана (Москва, 20 июня 2019 г.). М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2020. С. 25–36.
4. Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Е. Переверзева, Е. Кожемякина. М.: URSS, 2013. 344 с.
5. Fairclough N. The dialectics of discourse // Textus. 2001. Vol. XIV. No. 2. P. 231–242.
6. Wodak R. The discourse of politics in action: Politics as usual. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2011. 252 p.
7. Красных В. В. Лингвокультура как объект когнитивных исследований // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2013. № 2. С. 7–18.
8. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 236 с.
9. Карасик В. И. Лингвокультурные ценности в дискурсе // Иностранные языки в высшей школе. 2015. № 1 (32). С. 25–35.
10. Сидорова Н. А. Межкультурная коммуникация. Природа и сущность: учебное пособие. М.: Белый ветер, 2022. 168 с.
11. Сидорова Н. А., Курочкина Е. В., Хромочкина О. В. Творчество прецедентов: от слова к тексту. Границы актуализации (на материале английского и русского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 6. С. 1821–1827. DOI: 10.30853/phil20240260
12. Бобр А. Д., Ахренова Н. А. Лингвоконфликтогенез в социолингвистическом дискурсе на фоне пандемии COVID-19 // Военно-гуманитарный альманах. Серия «Лингвистика». Вып. 7. Т. 2: материалы XVI Международной научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации «Язык. Коммуникация. Перевод» (24 июня 2022 г.). М.: Военный университет, 2022. С. 90–97.