Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Немецкие модальные частицы в текстах различных фукциональных стилей

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2025-1-83-95

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении функций, реализуемых модальными частицами в текстах различных функциональных стилей в немецком языке.1

Процедура и методы. Отобрано 200 примеров из корпуса разговорной речи DECOW 16A, подкорпуса разговорной речи DWDS, корпуса газетных текстов Berliner Tageszeitung и Tagesspiegel, а также из немецкой художественной литературы: произведений Ф. Кафки, В. Херндорфа “Tschick”, романа У. Тимма “Johannisnacht”. При работе с фактическим материалом были использованы метод контекстуального анализа, метод сплошной выборки, сопоставительный метод.

Результаты. Показано, что для каждого функционального стиля характерен свой набор модальных частиц, которые реализуют соответствующие функции. В текстах научного стиля модальные частицы способствуют созданию причинно-следственных связей, диалогичности и формированию гипотез. В текстах разговорного стиля модальные частицы способствуют построению успешной коммуникации, отражая пропозициональную установку говорящего и его эмоциональное состояние, а также выступают средством связности. В публицистических текстах модальные частицы, типичные для разговорной речи, используют в интертекстуальных включениях, приближая описываемую ситуацию к обиходно-бытовой. В художественных произведениях использование модальных частиц позволяет представить ситуацию бытового общения и отразить внутреннее состояние персонажей, показать характер их взаимоотношений, а также свойственные определённым социальным и возрастным группам речевые особенности. Как в публицистических, так и в художественных текстах модальные частицы выступают как средство связности, диалогичности и гипотетичности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в описание функционального назначения модальных частиц и выполняемой ими роли в различных типах текстов.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы на практических занятиях по немецкому языку, стилистике и грамматике текста на языковых факультетах вузов.

Об авторе

А. В. Аверина
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Аверина Анна Викторовна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры грамматики и истории немецкого языка

г. Москва



Список литературы

1. Thurmair M. Modalpartikeln und ihre Kombinationen. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1989. 314 S.

2. Coniglio M. Deutsche Modalpartikeln in Haupt- und Nebensätzen // Modalität: Epistemik und Evidentialität bei Modalverb, Adverb, Modalpartikel und Modus / hrsg. W. Abraham, E. Leiss. Tübingen: Stauffenburg, 2009. S. 191–221.

3. Coniglio M. Die Syntax der deutschen Modalpartikeln. Ihre Distribution und Lizenzierung in Haupt- und Nebensätzen. Berlin: Akademieverlag, 2011. 220 S.

4. Abraham W. Über Unhintergehbarkeiten in der modernen Modalitätsforschung // Modalität und Evidentialität. Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2011. S. 125–147.

5. Abraham W. Deutsche Syntax im Sprachenvergleich. Grundlegung einer typologischen Syntax des Deutschen. 3., erweiterte Auflage. Tübingen: Stauffenburg Verlag, 2013. 707 S.

6. Abraham W. Deutsche Modalpartikel in Nichthauptsatz- und Infinitivkonstruktionen // Studia Germanistica Gedanensia. 2019. Nr. 41. S. 17‒36. DOI: 10.26881/sgg.2019.41.01.

7. Kwon M.-J. Modalpartikeln und Satzmodus. Untersuchungen zur Syntax, Semantik und Pragmatik deutscher Modalpartikeln: Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie. München, 2005. 273 S.

8. Weydt H. Abtönungspartikeln und andere Disponible // 40 Jahre Partikelforschung / hrsg. Th. Harden, E. Hentschel. Tübingen: Stauffenburg Verlag, 2010. S. 10–32.

9. Meibauer J. Modaler Kontrast und konzeptuelle Verschiebung. Studien zur Syntax und Semantik deutscher Modalpartikeln. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1994. 252 S.

10. Eroms H.-W. Syntax der deutschen Sprache. Berlin: Walter de Gruyter, 2000. 510 S.

11. Аверина А. В. Функции модальных частиц в немецких научных текстах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 1. С. 71–83. DOI: 10.18384/2310-712X-2016-1-71-83.

12. Аверина А. В. Функции модальных частиц в публицистических текстах (на материале немецкого языка) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 69–72.

13. Иванов В. Д. Функции дискурсивных частиц в немецком языке. М.: Прометей, 2024. 182 с.

14. Сереброва О. Ф. Немецкие дискурсивные маркеры в текстах различных функциональных стилей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 7. С. 2166–2172. DOI: 10.30853/phil20230355.

15. Таюпова О. И. Семантико-прагматическая категория вежливости в дискурсивной практике медиатекстов интервью // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2023. Т. 13. С. 428–433. DOI: 10.21638/spbu33.2023.124.

16. Sweetser E. From etymology to pragmatics. Metaphorical and cultural aspects of semantic structure. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 174 p.

17. Müller S. Halt eben vs. eben halt? Dialekt, Satzmodus, Rhythmus oder Interpretation? // Sprachwissenschaft. 2016. Vol. 41. Iss. 2. S. 139–184.

18. Ошанова Е. С. Анализ сочетаемости модальных частиц для выявления их полифункциональности // Научное наследие В. А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы: труды и материалы международной конференции (Казань, 06–07 декабря 2022 г.): в 2 т. Т. 2. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. С. 100–102.

19. Коломиец Е. А., Чабанова А. А. Функционирование модальных частиц в молодёжном языке (на материале немецкого языка) // Актуальные проблемы общей и компаративной лингвистики и современные лингводидактические технологии обучения иностранному и родному языкам: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 07 апреля 2022 г.). Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, 2022. С. 188–195.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)