Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГОЭФФЕКТА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2020-6-56-69

Аннотация

Цель. Статья посвящена изучению юмора в рамках экономических телевизионных программ. Процедура и методы. Проанализированы выступления экономистов и политиков в экономических программах, а также на мероприятиях экономической направленности, с целью определения в их речи лексико-стилистических средств достижения юмористического эффекта (парадокс, преуменьшение, аллюзия, сарказм, оксюморон). Результаты. Авторы приходят к выводу, что экономический дискурс в рамках популярных экономических российских и англоязычных (британских и американских) телевизионных передач характеризуется доступностью для большой аудитории, что достигается использованием в нём общеизвестных терминов, метафор, разговорных и идиоматических выражений. Теоретическая и практическая значимость. Работа содержит определение юмора как лингвокультурологического феномена, а также описание функций юмора, реализующихся в экономическом дискурсе, что позволяет провести лексико-стилистический анализ экономического дискурса и выявить способы достижения юмористического эффекта в экономических телевизионных программах. Материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах по стилистике, теории и практике перевода и лингвокультурологии.

Об авторах

Е. Н. Малюга
Российский университет дружбы народов
Россия


О. А. Сапрыкина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Е. Ю. Антипова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Артемова А. Ф., Леонович Е. О. Заметки об английском юморе: монография. 2-е изд., испр., доп. М.: ФЛИНТА, 2017. 253 с.

2. Емельянова Н. А. К вопросу о функции идиом (на материале англоязычных текстов СМИ) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-5. С. 1205-1212.

3. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник. М.: Инфра-М, 2002. 368 с.

4. Кулинич М. А. Лингвокультурология юмора (на материале английского языка). Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 1999. 180 с.

5. Олешков М. Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит-ры. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. 146 с.

6. Просодия современного англоязычного устного дискурса: социокультурный аспект: монография / Е. Л. Фрейдина, Д. В. Ворошкевич, М. С. Савинова и др. М.: МГПУ, 2015. 235 с.

7. Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учебное издание. Воронеж: Истоки, 2009. 178 с.

8. Du Bois J. W. Discourse and grammar // The new psychology of language: Cognitive and functional approaches to language structure / ed. M. Tomasello. London: Erlbaum, 2003. P. 47-87.

9. Edwards D., Potter J. Discursive Psychology: Inquiries in Social Construction series (Vol. 8). London: SAGE Publications, 1992. 200 p.

10. Functional Approach to Professional Discourse Exploration in Linguistics / ed.by E. N. Malyuga. Moscow: Springer, 2020. 336 p.

11. Haiman J. Iconic and economic motivation // Language. 1983. Vol. 59. No. 4. P. 781-819.

12. Malyuga E. N., Tomalin B. Communicative Strategies and Tactics of Speech Manipulation in Intercultural Business Discourse // Training, Language and Culture. 2017. Vol. 1. Iss. 1. P. 28-45. DOI: 10.29366/2017tlc.1.1.2.

13. Martin R. A. The Psychology of Humor: An Integrative Approach. London: Elsevier, 2009. 480 p.

14. Pocheptsov G. G. Language and Humour. Kiev: “VyscaSkola” Publishers, 1974. 320 p.

15. Raskin V. Semantic mechanisms of humor. London: Springer Science & Business Media, 2012. 284 p. (Series: Studies in Linguistics and Philosophy. Vol. 24).

16. Smith G. W. Japan’s Phillips Curve Looks Like Japan // Journal of Money, Credit, and Banking. 2008. Vol. 40. Iss. 6. P. 1325-1326. DOI: 10.1111/j.1538-4616.2008.00160.x

17. Thompson S. A., Mulac A. A quantitative perspective on the grammaticization of epistemic parentheticals in English // Approaches to Grammaticalization. Vol. II. Types of grammatical markers. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins, 1991. P. 313-329. DOI: 10.1075/tsl.19.2.16tho.

18. Tupikova S. E., Zmeeva E. M. Representation of Affecting and Informative Functions in English Economic Discourse // Представляем научные достижения миру. Естественные науки: материалы IX научной конференции молодых ученых «Presenting Academic Achievements to the World». Вып. 8. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 196-203.


Рецензия

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)