Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Особенности конструирования заголовков передовых статей китаеязычных сетевых изданий

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-3-54-68

Аннотация

Цель. Проанализировать особенности организации и эффективного конструирования заголовков передовых статей интернет-версий печатных СМИ КНР с точки зрения реализации в них воздействующей и аттрактивной функций.
Процедура и методы. Методология анализа главным образом опирается на положения лингвоаксиологического анализа, основанного на использовании метода интерпретации, контекстуального анализа и метода когнитивного моделирования. Для достижения задач применялись также базовые методы научного познания: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, метод сплошной выборки, инференция, количественный анализ.
Результаты. Автор определяет тип заголовков на основе использования механизмов аттракции, устанавливает процентное соотношение использования способов конструирования заголовков. Делается вывод о преобладании на страницах китайских газет передовых заголовков с фокализацией традиционных ценностей (успех, счастье, мир, безопасность, единство, патриотизм) и ценностных смыслов нового времени (инновации, прогресс, развитие, модернизация).
Теоретическая и практическая значимость. Результаты проведённого исследования вносят определённый вклад в проблему эффективного конструирования заголовков передовых статей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по общему языкознанию, семиотике коммуникации, лингвистике дискурса, медиалогии и журналистике.

Об авторе

О.  Н. Садовникова
Иркутский государственный университет
Россия

Садовникова Ольга Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры китаеведения, сотрудник Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации 

664025, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1



Список литературы

1. Семенова Т. И. Феномен впечатления в когниции и языке // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 2. С. 16–25.

2. Орсоева А. А., Серебренникова Е. Ф. Коммуникативное текстовое событие и способы его аттрактивного конструирования в медийном пространстве (на материале русского и корейского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 11. С. 3520–3525. DOI: 10.30853/phil20210582.

3. Прокофьева В. Ю. Новостной заголовок в цифровом пространстве СМИ: прагмалингвистические возможности // Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение: сборник трудов XXII Международной научной конференции (Москва, 30 января – 01 февраля 2019 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. С. 173–176.

4. Кидернехт А. С., Степанюк В. В. Способы привлечения внимания в заголовках СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-2 (62). С. 94–97.

5. Rieis J., de Souza F., Vaz de Melo P., Prates R., Kwak H., An J. Breaking the news: First impressions matter on online news // Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 357–366. DOI: https://doi.org/10.1609/icwsm.v9i1.14619.

6. Якоба И. А. Когнитивно–коммуникативная параметризация медийного дискурса: автореф. дисс. … докт. филол. наук. Улан-Удэ, 2020. 44 с.

7. Орсоева А. А. Способы достижения аттрактивности дискурса коммуникативного события: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2021. 24 с.

8. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 71–82. DOI: 10.24411/2499-9679-2018-10136.

9. Лобанова Т. Н., Сюй Ц. Политический медиадискурс КНР как предмет прикладного анализа // Technology and language (Технологии в инфосфере). 2021. Т. 2. № 3 (4). C. 39–56. DOI: 10.48417/technolang.2021.03.04. URL: https://soctech.spbstu.ru/article/2021.4.4/ (дата обращения: 20.08.2023).

10. Калинин О. И. Основы лингвопрагматического исследования политического имиджа. М.: Русайнс, 2021. 152 с.

11. Коцик К. Э. Методика синтаксического анализа предложений китайского языка по топиковым составляющим // Научный диалог. 2018. № 10. С. 78–88. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-10-78-88.

12. Гаджиев К. С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1994. 400 с.

13. Мельник Г., Тепляшина А. Функции заголовочного комплекса // Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2004. С. 142–146.

14. Динамика и статика в познании реальности языка: подходы, феномены, способы репрезентации / О. Ю. Воронина, В. Е. Горшкова, Н. Н. Казыдуб [и др.]. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. 285 с. DOI: 10.26516/978-5-9624-1920-6.2021.1-285.

15. Хабаров А. А. Демонизация Китая в зарубежных массмедиа: дискурсивные средства уничтожения мишеней информационно-психологической войны // Политическая лингвистика. 2022. № 1 (91). С. 78–89. DOI: 10.26170/1999-2629_2022_01_08.

16. Казыдуб Н. Н. Аксиологические системы в языке и речи // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 2 (6). С. 132–137.

17. Серебренникова Е. Ф. Многозначность в аспекте аттрактивности знака в коммуникации // Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте: монография / отв. ред. Л. М. Ковалева; ред. С. Ю. Богданова, Т. И. Семенова. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2013. С. 158–167.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)