Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Систематизация определений «лингвокультурного концепта» в современной лингвистике: возможен ли консенсус?

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-3-102-111

Аннотация

Цель: попытка систематизации различных трактовок понятия «концепт» в лингвокультурологии и когнитивной лингвистике.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал контент-анализ. Проведён анализ теоретико-методологических подходов, ранее обозначенных лингвистами в этой области. Также уточняется типология концептов, изложенная в работах предшественников в соотнесении c современными вызовами и тенденциями.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о том, что понимание концептов как языковых единиц разнится в работах представителей разных лингвистических направлений. Сформулированы предложения по пересмотру существующей классификации концептов для будущих исследований.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в необходимости создания новой классификации концептов, что, в свою очередь, облегчило бы задачу максимально точного описания всех языковых мировоззрений всех культур, которые существовали или будут существовать на нашем земном шаре.

Об авторе

В. И. Суслов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Суслов Владимир Игоревич – аспирант кафедры английского языкознания филологического факультета, преподаватель кафедры иностранных языков экономического факультета 

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Воркачев С. Г. Концепт как “зонтиковый” термин // Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 24. М.: Макс-пресс, 2020. С. 5–12.

2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. Волгоград: Перемена, 2018. 477 с.

3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. С. 267–269.

4. Колесов В. В. Язык и ментальность // Language and mentality. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2018. 240 с.

5. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.

6. Карасик В. И. Определение и типология концептов // Слово – сознание – культура: сборник научных трудов / сост. Л. Г. Золотых. М.: Флинта; Наука, 2006. С. 58–66.

7. Слышкин Г. Г. Межкультурная компетенция и концепт «перевод» // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. С. 60–64.

8. Токарев Г. В. Трансфер функций культуры в систему лингвокультуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 5. С. 190–198. DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.5.15.

9. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры; 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 989 с.

10. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

11. Арутюнова Н. Д. Из наблюдений над адресацией дискурса // Логический анализ языка: Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012. С. 5–15.

12. Вишнякова О. Д. Анализ культурного концепта в контексте «фамильного сходства» // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 43–48.

13. Вишнякова О. Д. Язык и концептуальное пространство: на материале современного английского языка: монография. М.: МАКС Пресс, 2002. 380 с.

14. Vishnyakova O., Minyar-Beloroucheva A., Sergienko P., Vishnyakova E. Harmonizing different cognitive styles through reading // 5th International e-Conference on Studies in Humanities and Social Sciences: Conference Proceedings. Belgrade: Center for Open Access in Science, 2020. P. 17–30. URL: https://www.centerprode.com/conferences/5IeCSHSS.html#002 (дата обращения: 20.07.2023). DOI: https://doi.org/10.32591/coas.e-conf.05.02017v.

15. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии: учебное пособие; изд. 4-е, стер. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2018. 163 с.

16. Кубрякова Е. С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность, язык и сознание: международный межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М. –Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. С. 5–15.

17. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.

18. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. М.: АСТ: Восток – Запад, 2020. 192 с.

19. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

20. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75–80.

21. Baranova L. L. The concept of the frontier: its linguistic and cultural significance in American English (Языковое и культурное значение концепта «фронтир» в американском варианте английского языка) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 4. С. 7–12. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-4-7-12.

22. Van Dijk T. A. Discourse and Knowledge: A Sociocognitive Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 410 p.

23. Minyar-Beloroucheva A. P., Sergienko P. I., Vishnyakova E. A., Vishnyakova O. D. New Linguiodidactic Challenges In Teaching Professionally Oriented English As Referred To Pr-Education // Topical Issues of Linguistics and Teaching Methods in Business and Professional Communication. Vol. 97. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences / ed. V. I. Karasik. 2020. P. 539–547. URL: https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.12.02.72 (дата обращения: 20.07.2023). DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.12.02.72.

24. Whorf B. L. Language, thought, and reality; selected writings. Cambridge: Technology Press of Massachusetts Institute of Technology, 2018. 278 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)