Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Проявление социолингвистических аспектов полилингвизма в образовательной среде Республики Казахстан

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-3-69-80

Аннотация

Цель – рассмотреть проявление социолингвистических аспектов полилингвизма в образовательной среде Республики Казахстан.
Процедура и методы. Материалом для исследования послужили данные, взятые при помощи опосредованного наблюдения (от учительницы школы-лицея и одной из студенток КарГТУ), результаты опроса (84 респондентов) и беседы (с учительницей и студенткой). Методами исследования выступили: беседа, опрос, опосредованное наблюдение.
Результаты. Произведённое исследование полилингвизма в образовательной среде Казахстана и анализ его социолингвистических аспектов (наряду с педагогическими, психологическими и др.) позволило отметить, что система обучения в стране направлена на поддержание развития различных языков, и сейчас большинство учащихся в качестве языка обучения выбирает государственный язык. Языковые контакты, такие как переключение, смешение кодов и интерференция, были замечены в речи учащихся, нами также выявлены основные причины переключения, сфера применения языков и влияние обучения на нескольких языках на психологическое состояние ребёнка.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования расширяют представление о социолингвистических аспектах полилингвизма в образовании. Они способствуют дальнейшему развитию многоязычного образования и могут использоваться для реализации идеи полилингвального образования, а также при преподавании курса социолингвистики.

Об авторе

Е. Г. Шовкович
Государственный университет просвещения
Россия

Шовкович Елена Геннадьевна – аспирант кафедры теории языка, англистики и прикладной лингвистики 

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Пугачева Е. Ю. Интерференциональные проблемы детей-билингвов в глобализованном обществе и пути их решения // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 3. С. 143–151. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/24 (дата обращения: 14.06.2023). DOI: 10.18384/2224-0209-2019-3-966.

2. Быкова Н. О. Переключение языковых кодов как характеристика полилингвальности // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Саратов, 25-26 февраля 2021 г.). Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 14–18.

3. Федотова К. А. К вопросу о многоязычии в социолингвистическом и психологическом аспектах // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-2 (41). С. 50–51.

4. Остапенко Т. С. Мультилингвизм: проблемы определения и основные направления исследований в современной лингвистике // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3. С. 232–240. DOI: 10.15643/libartrus-2018.3.6.

5. Риаханов Ш. Языковая политика и проблемы национальной идентичности в современной Республике Казахстан // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe (Восточно-европейский научный журнал). 2021. № 9-3 (73). С. 24–30. URL: http://eesa-journal.com (дата обращения: 14.06.2023). DOI: 10.31618/Б88Л.2782-1994.2021.3.73.125.

6. Дюсенбі Ж. Е. Триединство языков в Казахстане // Chronos. 2021. Т. 6. № 3 (53). С. 61–63. DOI: 10.52013/2658-7556-53-3-11.

7. Балакина Ю. В., Соснин А. В. Теоретические основы переключения кодов и функционирования заимствований с позиции контактной лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 5–11.

8. Зурабова Л. Р. Грамматический аспект изучения переключения языковых кодов: модели и подходы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 4. С. 24–34. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-4-24-34.

9. Garcia O. Multilingualism and language education // The Routledge Companion to English Studies / eds. C. Leung, B. V. Street. New York: Routledge, 2014. P. 84–99.

10. Воробьёва Г. В., Птицына Е. А., Ингеманссон А. Р. Многоязычие как основа межкультурной коммуникации в работе интернациональных студенческих объединений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 33–37.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)