Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

ЯЗЫКОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2020-6-6-16

Аннотация

Цель работы состоит в выявлении и объяснении концептуализации изобретения и открытия как способов осмысления и преобразования действительности. Процедура и методы. Материалом для анализа послужили данные словарных дефиниций, тексты из национального корпуса русского языка и афоризмы, размещённые в интернете. При проведении исследования использованы методы наблюдения и интерпретативного анализа. Результаты. Установлено, что языковое осмысление изобретений и открытий свидетельствует о важности творческого отношения к действительности, о социальной значимости инноваций, приносящих пользу людям, о неизбежности ошибок в познании и преобразовании мира, о необходимости преодоления непонимания со стороны большинства и о благодарности предшественникам. Открытия преимущественно являются темой научного и научно-популярного дискурса, об изобретениях говорят большей частью применительно к техническим устройствам в научном, научно-популярном и обиходном общении. Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в лингвоконцептологию и теорию дискурса.

Об авторах

В. И. Карасик
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия


Г. Г. Слышкин
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия


Список литературы

1. Болдырев Н. Н. Доминантный принцип организации языкового сознания // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 37-44.

2. Воркачев С. Г. Воплощение смысла: conceptualia selecta: монография. Волгоград: Парадигма, 2014. 331 с.

3. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. 2001. № 1 (7). С. 35-47.

4. Демьянков В. З. Предвидеть и предсказать: дискурс о предзнании и прекогниция // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 67-73.

5. Карасик В. И. Языковые картины бытия: монография. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 468 с.

6. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: монография. М.: Гнозис, 2008. 374 с.

7. Куссе Х. Культуроведческая лингвистика. Введение / пер. с нем. М. Новоселовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 372 с.

8. Манерко Л. А. Научное открытие как событие: конструирование структур знания в специальном дискурсе // Репрезентация событий: интегрированный подход с позиции когнитивных наук / отв. ред. В. И. Заботкина. М.: Языки славянской культуры, 2017. С. 150-177.

9. Огнева Е. А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров. М.: Эдитус, 2019. 190 с.

10. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.

11. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.


Рецензия

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)