Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

Языковая экономия в обучении английскому языку русскоязычной аудитории

https://doi.org/10.18384/2949-5075-2023-4-63-72

Аннотация

Цель. Рассмотрение феномена языковой экономии, представленной в англоязычной языковой системе, как объективного, глобального свойства с точки зрения преподавания английского языка русскоязычной аудитории.
Процедура и методы. Рассмотрены грамматические и лексические явления английского языка с точки зрения их соотношения с аналогичными явлениями в русском языке в плане их семантических и функциональных характеристик. Подробно освещены представляющие трудность освоения вопросы реализации англоязычных форм на -ing, рассматриваемых в качестве репрезентантов явления полифункциональности в системе английского глагола. Общему аналитическому описанию подвергается отражающая референциальную картину английского языка дейктическая система, представленная на уровне артиклей, а также рассматривается явление грамматической омонимии.
Результаты. Понимание лингвистической экономии как объективно сложившегося в течение всей истории развития английского языка глобального свойства языковой системы позволяет сформировать у учащихся общее понимание процессов отражения и вербальной репрезентации реальности, что является главным условием успешного овладения языком. Проявление тенденции к языковой экономии обусловлено структурно-семантическими особенностями английского языка.
Теоретическая значимость статьи заключается в развитии системного понимания феномена лингвистической экономии как объективного свойства языка, обусловленного спецификой его исторического развития и функционально-семантической структуры.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов и исследованного материала в процессе изучения английского языка в русскоязычной аудитории, а также в исследовательской практике.

Об авторах

А. А. Липгарт
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Липгарт Андрей Александрович – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языкознания филологического факультета

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Е. А. Вишнякова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

Вишнякова Елизавета Александровна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка

300026, г. Тула, пр-т Ленина, д. 125



Л. А. Самборук
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Россия

Самборук Людмила Александровна – преподаватель кафедры английской филологии

443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34



Список литературы

1. Akhmanova O. S. O razgranichenii slova i slovosochetaniya: avtoref. diss. … dokt. filol. nauk [On the distinction between words and phrases: abstract of D. thesis in Philological Sciences]. Moscow, 1956. 37 p.

2. Akhrenova N. A. [Communication as the home of internet discourse]. In: Vestnik Gosudarstvennogo sotsial'no-gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the State University of Humanities and Social Studies], 2020, no. 4 (40), pp. 59–65.

3. Gvishiani N. B. Polifunktsional'nyye slova v yazyke i rechi [Multifunctional words in language and speech]. Moscow, LENAND Publ., 2019. 200 p.

4. Gorbunova E. V. [The article in communicative situations]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2017, no. 4, pp. 50–57. DOI: 10.18384/2310-712X-2017-4-50-57.

5. Zenenko N. V. [Varieties of the categories and classification of parts of speech in a language]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2022, no. 3-2, pp. 34–41. DOI: 10.18384/2310-712X-2022-3-2-34-41.

6. Karasik V. I. [Evaluative assymetry of a partial quality]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2023, no. 2, pp. 62–70. DOI: 10.18384/2310-712X-2023-2-62-70.

7. Lipgart A. A. [Learning a language for special purposes: theory and practice]. In: Aleksandrovskiy sbornik: cbornik nauchnykh statey k yubileyu doktora filologicheskikh nauk, professora Olgi Viktorovny Aleksandrovoy [Alexander’s collection: a collection of scientific articles for the anniversary of Doctor of Philology, Professor Olga Viktorovna Alexandrova]. Moscow, Nauka Publ., 2022, pp. 154–163.

8. Morozova A. N., Vlasova L. I. [Considering the issue of structural and semantic description of unstable compounds (based on the English ‘feature’ texts of media discourse)]. In: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2016, no. 8 (112), pp. 167–172 (accessed: 15.03.2023).

9. Mukovskii O. L. Deiksis i anafora v russkom, angliiskom i ispanskom yazykakh: diss. ... kand. filol. nauk [Deixis and anaphora in Russian, English and Spanish: PhD thesis in Philological Sciences]. St. Petersburg, 2015. 185 p.

10. Smirnitskiy A. I. Sintaksis angliyskogo yazyka [Syntax of the English language]. Moscow, Izdatel'stvo literatury na inostrannykh yazykakh Publ., 1957. 286 p.

11. Chupryna O. G. [Age names based on opposition ‘young - old’ in the English and Russian languages and discourses]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2020, no. 1, pp. 130–137. DOI: 10.18384/2310-712X-2020-1-130-137.

12. Dolgina E. A. Cognitive-grammatical Categorization and Article Forms of Nouns in English. In: Language and Education, 2018, vol. 32, iss. 6 (2), pp. 843 –853.

13. Hewings M. Advanced Grammar in Use. A Self-study Reference and Practice Book for Advanced Learners of English; 3rd edition. Cambridge, Cambridge University Press, 2018. 294 p.

14. Martinet A. Éléments de linguistique générale. Available at: https://archive.org/details/ElmentsDe-LinguistiqueGGnraleAndrnMartinet/mode/2up (accessed: 15.03.2023).

15. Minyar-Beloroucheva A. P., Sergienko P. I., Vishnyakova E. A., Vishnyakova O. D. Semantic and Cognitive Communicative Aspects of Abbreviation in the Modern English Discourse Varieties. In: International Journal of English Linguistics, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 26–36. DOI: 10.5539/ijel.v10n1p26.

16. Vishnyakova O. D. Discursive and Heuristic Approaches to LSP. In: Language, Literature and Culture as Domains of Intercultural Communication: The Fifth and Sixth International Scientific Seminars Proceedings. Pilsen, Czech Republic, University of West Bohemia in Pilsen, 2019, pp. 20–24.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)