Специфика дискурса "литературных одиночек"
https://doi.org/10.18384/2310-712X-2023-3-121-131
Аннотация
Цель статьи в описании персонажей-одиночек как специфичной группы литературных персонажей, своеобразие которых проявляется в их особом душевном состоянии.
Процедура и методы. Для фигур персонажей-одиночек выявляются контексты их высказываний, идентифицируются и анализируются языковые средства, активные в дискурсе особого чувственного состояния. На основе типологии субъектов одиночества в художественном тексте в лингвокомпаративном аспекте рассматривается и их способность проявлять своё речевое поведение.
Результаты. По итогам исследования делается заключение о дискурсивной интенциональности и об ограниченной коммуникационной необходимости персонажей-одиночек.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость сводится к прагмалингвистическому обоснованию нарушения одиночками схемы коммуникации. Актуально для дискурсологии в применении к художественным текстам.
Об авторе
М. Е. МорозоваРоссия
Морозова Маргарита Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры германистики и межкультурной коммуникации
357500, г. Пятигорск, пр-т Калинина, д. 9
Список литературы
1. Барт Р. Дискурс истории // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с франц. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С.427–441.
2. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия – одиночество, смерть, страх: от античности до Нового времени, историко-философский аспект: дисс.… докт. филос. наук. Екатеринбург, 2002. 355 с.
3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С.217–238.
4. Журавлева Т.П. Репрезентация состояния одиночества в произведениях немецкоязычных писателей XVIII–XX вв. и формы ее концептуализации: автореф. дисс.… канд. филол. наук. Пятигорск, 2017. 30 с.
5. Карасик В.И. Дискурсивная точность: функциональные характеристики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2022. № 3. Т. 2. С. 61– 71. DOI: 10.18384/2310-712x-2022-3-2-61-71.
6. Морозова М.Е. Коммуникативный тип художественного одиночки в немецкой литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С.144–148.
7. Подзолкова Н.В. Концепт «одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: дисс.… канд. филол. наук. Волгоград, 2005. 223 c.
8. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / под общей ред. П.Серио. М.: Прогресс, 1999. С.14–53.
9. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVII. Теория речевых актов / сост. И.М.Кобозева, В.З.Демьянков. М.: Прогресс, 1986. С.151–169.
10. Harris Z.S. Discourse analysis // Language. 1952. Vol.28. No.1. P.1–30.
11. Scollon R. Interdiscursivity and identity // Critical Discourse Analysis. Critical Concepts in Linguistics. Vol.IV: Current Debates and New Directions / ed. M.Toolan. London, New York: Routledge, 2002. P.79–94.
12. Searle J.R. Speech Acts: an Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1969. 212 р.
13. Schweder R.A. Moral Maps, “First World” Conceits, and the New Evangelists // Culture Matters. How Values Shape Human Progress / eds. L.E.Harrison, S.P.Huntington. New York: Basic Books, 2000. P.158–176.