Интернет-мем как способ дискредитации имиджа политика
https://doi.org/10.18384/2310-712X-2023-3-102-109
Аннотация
Цель. Анализ интернет-мемов как способа манипуляции массовым сознанием и дискредитации имиджа политика.
Процедура и методы. Ведущими методами исследования стали контекстологический и описательный. Проведён анализ содержательной стороны интернет-мемов, отобранных методом сплошной выборки.
Результаты. Доказан высокий прагматический потенциал интернет-мема на сферу бессознательного за счёт образности, наличия визуального эффекта, продуманного языкового наполнения. Установлено, что мем навязывает определённое видение политического лидера (часто отрицательное) и благодаря своей вирусной природе способствует быстрому распространению дискредитирующего эффекта.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии манипулятивного потенциала современных медиасредств и их влияния на политическую коммуникацию. Предполагаемое использование полученных результатов состоит в возможности разработки специальных курсов и семинаров по прагма и политлингвистике, а также медиаграмотности. Данные курсы необходимы студентам, поскольку именно молодёжь становится жертвой интернет-пропаганды.
Об авторе
Д. С. ШипиловаРоссия
Шипилова Диана Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
344066, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42
Список литературы
1. Зверева П.П., Максименко О.И. Современные направления лингвистических исследований имиджа страны и её жителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2013. № 6. С.25–29.
2. Квят А.Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. Реклама и PR (электронный научный журнал). 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения: 05.11.2022).
3. Нестерова О.Б. Реализация речевого воздействия в пропагандно-политическом рекламном ролике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 2. С.72–79.
4. Пешкова Н.В. Нарушение законов формальной логики как источник игрового эффекта в конфронтационном медиадискурсе // Вестник Пятигорского государственного университета. 2021. № 2. С.116–120. DOI: 10.53531/25420747_2021_2_116.
5. Столяров А.А. Политические мемы эпохи «Фейсбук-революции» как способ конструирования медиареальности // Медиаскоп (электронный научный журнал). 2014. № 3. URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения: 05.11.2022).
6. Черных А.И. Власть и политика в эпоху медиадемократии. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 72 с.
7. Шомова С.А. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс, 2019. 136 c.
8. Davison P. The language of Internet memes // The social media reader / ed. M.Mandiberg. New York: New York University Press, 2012. P.120–134. DOI: 10.18574/nyu/9780814763025.003.001.
9. Dawkins R. The Selfish Gene; 2nd edition. New York: Oxford University Press, 1990. 368 p.
10. De Leon F.M.G., Ballesteros-Lintao R. The Rise of Meme Culture: Internet Political Memes as Tools for Analysing Philippine Propaganda // Journal of Critical Studies in Language and Literature. 2021. Vol.2. No.4. P.1–13. DOI: 10.46809/jcsll.v2i4.70.
11. Ertanowska D. Memes as a means of communication and manipulation // Visnyk of the Lviv University. Series Journalism. 2021. No.49. P.187–195 DOI: 10.30970/vjo.2021.49.11073.
12. Haqqi H., Putro D., Murdani A.D. Role of Political Memes on Social Media in Criticizing Political Policy in the United States 2016–2019 // Husnayain Business Review. 2022. Vol.2. No.2. DOI: 10.54099/hbr.v2i2.285.
13. Malodia S., Dhir A., Bilgihan A. Meme marketing: How can marketers drive better engagement using viral memes? // Psychology & Marketing. 2022. Vol.39. Iss.9. P.1775–1801. DOI: 10.1002/mar.21702.
14. McVicker S.M. Political Disinformation in Memes. Political Disinformation, Propaganda, and Persuasion in Memes: A Content Analysis of 2020 U.S. Election Political Memes: Sciences in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Information Systems and Communications. Robert Morris University , 2021. 285 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.30066.22728.
15. Wiggins B.E., Bret B.G. Memes as Genre: a Structurational Analysis of the Memescape // New Media & Society. 2014. No.11 (17). P.1886–1906. DOI: 10.1177/1461444814535194.
16. Zabotnova M. Memes as a way of manipulation in the process of digital interaction // Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Серія: «Філологія». 2018. № 36. Т.1. С.152–154.