Preview

Вопросы современной лингвистики

Расширенный поиск

МИФЫ О ЧУДЕСНЫХ ИСЦЕЛЕНИЯХ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕИ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

https://doi.org/10.18384/2310-712X-2022-1-24-32

Аннотация

Цель данной работы состоит в описании мифа о чудесных исцелениях как культурно обусловленного феномена, который является фрагментом обыденной картины мира и заполняет пробелы в существующем знании. Процедура и методы. Даны определения понятий «миф» и «исцеление». Описаны лингвистические теории изучения мифа. Прослеживается связь между понятиями «личность», «история», «чудо» и «слово», что позволяет исследовать семантическое значение мифа, подразумевая, что «в словах данная чудесная личностная история». В данном исследовании были использованы культурологический анализ, описательно-аналитический метод и метод сплошной выборки. Результаты. Показан феномен «чудесного» исцеления в структуре внутренней картины болезни с точки зрения семиотики. Отмечено, что мифы о чудесных исцелениях приобретают семантическое и лингвокультурное значение. Продемонстрировано, что человеку свойственно придавать дополнительные коннотации сверхъестественным социокультурным явлениям (среди них феномен «чудесного» исцеления). Сделан вывод о том, что феномен «чудесного» исцеления основан на элементах обыденного сознания (медицинских нарративах, религиозных верованиях, ценностях представителей лингвокультурного общества), что нашло отражение в типологии мифа о чудесных исцелениях. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования способствуют изучению феномена «чудесного» исцеления как аксиогенной ситуации, репрезентированной в медицинском мифе и предполагающей ценностно-маркированное осмысление.

Об авторе

Елена Сергеевна Степанова
Самарский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Владимирова Т. Е. Семантический континуум мифа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. № 2. С. 161-174. DOI: 10.22363/2313-2299-2020-11-2-161-174.

2. Горелова В. Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: Изд-во Перм. с.-х. ин-та, 1993. 165 c.

3. Карасик В. И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 65-75.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.

5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: АСТ, 2021. 448 с.

6. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. СПб.: Азбука, 2018. 480 с.

7. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 2001. 280 с.

8. Статкевич И. А. Восприимчивость человека и духовные особенности исцеления его организма // Труды молодых ученых и специалистов. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. С. 57-60.

9. Статкевич И. А. Феноменология и сущность суггестии. Мистическая и научная ее интерпретация // Сборник научных трудов кафедры комплексных исследований по философии. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2002. С. 58-66.

10. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 c.

11. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2017. 235 с.

12. King K. C., Hoffman J. R. Myths and medicine // Western Journal of Medicine. 2000. Vol. 172 (3). P. 208. DOI: 10.1136/ewjm.172.3.208.

13. Stepanova E. S. Linguistic and Cognitive Aspects of Medical Myths in American Works of Fiction // The International Journal of Communication and Linguistic Studies. 2021. Vol. 19. Iss. 1. P. 65-72. DOI: 10.18848/2327-7882/CGP/v19i01/65-72.


Рецензия

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5059 (Print)
ISSN 2949-5075 (Online)